Законопроект, который предусматривает такое наказание за умышленную неуплату фирмой подоходного налога (налога на доходы физических лиц), уже поступил в Госдуму.
Провинившимся грозит штраф от 100 до 300 тысяч рублей, арест сроком до полугода или лишение свободы на год. При этом сумма укрытого роли не играет - при определенных обстоятельствах можно будет получить "на всю катушку" за утаенный рубль. Напомним, что сейчас наказание следует лишь, когда компания не перечислила налоги в крупном (500 тысяч рублей) и особо крупном (2,5 миллиона) размерах.
Инициаторы законопроекта - депутаты Воронежской областной Думы, документ внес в региональный парламент губернатор Алексей Гордеев. Они также предлагают за выплату зарплат, не отраженную в бухгалтерском учете, обязать руководителя платить штраф в размере 20 процентов от суммы неначисленного налога, но не менее 10 тысяч рублей в пользу каждого физического лица.
Проблема "зарплат в конвертах" - общероссийская, и Воронежская область не является рассадником серых схем. Однако, по неофициальным данным, "в тени" здесь крутится около 30 процентов зарплат. Цифра весьма тревожная. "Темпы роста доходов предпринимателей намного превышают темпы роста выплачиваемой ими "белой" зар платы", - заявил как-то руководитель регионального управления ФНС Сергей Дуканов. Региональные власти пытались решить эту проблему - в том числе и нестандартными способами.
В прошлом году даже был опубликован "черный список" предприятий региона, в которых официальная заработная плата была ниже прожиточного минимума (это, как известно, верный признак "конверта"). Таковых насчитали 12 тысяч. Тогда же губернатор Алексей Гордеев выступил с обращением к нерадивым руководителям, призвал их навести порядок в своем хозяйстве. Судя по всему, уговоры подействовали плохо, и потребовались более радикальные предложения.
Явно умышленно подоходный налог не платится бизнесом в трех случаях, рассказала "РГ" главный бухгалтер частной компании Ольга Горбунова. Самый распространенный и основной - когда зарплата в фирме выдается в конвертах. Кроме того, НДФЛ нередко "зажимается" у договорников, работающих по гражданско-правовым договорам, а также при выплате дивидендов учредителям компании. Третий случай - когда компания преподносит подарки контрагентам. Суммы, потраченные на такие "подношения", могут быть небольшими - 10, 20 тысяч рублей, но налог должен взиматься, а сведения о получателе подарка - передаваться в налоговую. Что делается, понятно, далеко не всегда. "Конечно, предлагаемое ужесточение мер и, главное, отмена "порога" по объемам утаенного налога, должны улучшить социальную защищенность работников, - говорит Горбунова. - Ведь, получая "конверт", мало кто задумывается, что лишается многих благ - нормальной оплаты больничного, возможности взять кредит в банке, полноценной пенсии, в конце концов. Лично я, как главный бухгалтер, зная, что мне теперь за неуплату налога будет грозить не просто штраф, но и, возможно, решетка - сто раз подумала бы, работать мне в компании, где практикуются такие вещи, или уволиться и поискать другую работу".
Однако в общероссийской общественной организации "Деловая Россия" негативно отнеслись к этой инициативе. По словам председателя комитета по налогам Марины Зайковой, она идет вразрез с общей концепцией о либерализации экономических преступлений.
"Коммерсанты в массе своей - не преступники и понимают, что налоги нужно платить. Но они должны быть по силам", - говорит Зайкова. По данным опросов "Деловой России", от уплаты налогов на зарплаты сегодня уклоняются почти 40 процентов малых и средних бизнесменов. Решение, говорит она, надо искать в другом. И на этот счет у бизнеса готово комплексное предложение - постепенно в перспективе снижать ставки страховых взносов во внебюджетные фонды с нынешних 30 до 15 процентов от фонда оплаты труда. Если ставка страховых взносов будет снижаться, то бизнес готов вывести в "белые" зарплаты до 90 процентов нынешних "серых", что, с одной стороны, компенсирует снижение взносов, с другой - укрепит статус работников, ссылается Зайкова на последние опросы.
Юристы, опрошенные "РГ", не отрицая идею, сомневаются, что она принесет желаемый эффект. Партнер юридической компании "Налоговик" Сергей Варламов напоминает, что действующая в России уже девять лет уголовная статья за умышленное неперечисление налогов в крупном или особо крупном размерах на деле применяется нечасто. Потому что доказывание умысла - одна из важных и сложнейших задач следствия. "Для этого необходимо доказать как сами факты - выплаты неучтенных средств, неперечисление средств в бюджет, так и личную заинтересованность финансового руководства компании. Что касается "серых" зарплат, то, по мнению специалиста, скорее всего, серьезные санкции заставят лучше прятать доказательства, уничтожать их. Кроме того, поясняет Сергей Варламов, в примечании к статье 199 Уголовного кодекса, которую хотят поправить, говорится об освобождении от уголовной ответственности для лиц, впервые совершивших такое преступление и полностью возместивших причиненный бюджету ущерб (недоимку со штрафами и пени по акту налоговой проверки). "Пока есть это примечание, уголовная статья вряд ли будет применяться", - резюмирует эксперт. В любом случае слово - за депутатами Госдумы, которым предстоит учесть все "за" и "против", решая судьбу воронежского законопроекта.
Юрий Герций, руководитель Роструда, Главный государственный инспектор труда:
- Меры, направленные на "обеление" зарплат правильное, в полном объеме, перечисление налогов и сборов, в том числе, и в соцфонды, можно только поддержать. Это в интересах работников. То, что такие нарушения есть, просматривается, прежде всего, из обращений граждан в госинспекции труда, а также при проведении расчетов размера пособий по безработице в органах занятости.
В ряде случаев при проведении проверок одна из задач трудовых инспекторов - выяснить, правильно ли были сделаны расчеты по зарплате. Если в своем обращении гражданин утверждает, что на предприятии имеют место "серые" зарплаты, то есть выплаты, не предусмотренные трудовым договором, ему разъясняется порядок обращения в судебные и правоохранительные органы.
В исключительных случаях трудовые инспекторы направляют копии обращений и материалов проверок в правоохранительные и налоговые органы. Например, если проверка обнаруживает серьезные долги по зарплате - если ее не выплачивают частично свыше трех месяцев или полностью - свыше двух месяцев. Соответствующая информация с приложением материалов проверки направляется в следственный комитет. В случае несделанных вовремя удержаний с заработной платы (в части удержания НДФЛ), в полномочия проверяющих входит лишь фактическая проверка правильности расчетов размеров налогообложения зарплаты в рамках трудового договора. Если выясняется, что работодатель нарушил порядок или сроки налоговых отчислений или вообще не производил налоговые вычеты, работникам разъясняется порядок обращения в налоговые, судебные, правоохранительные органы.
Цифра
40 процентов зарплат выплачивается в конвертах