Поздравлять с верой, что все это произносится не просто ради красивых слов, а что они - и роли, и успехи еще будут, и, заметьте, далеко не в единственном числе. И что возраст наступает, открывающий безграничные просторы мирового репертуара - и молодых девушек, благо отличная форма позволяет, и роковых героинь с большим багажом прожитых лет за спиной - спасибо яркому таланту, которого не занимать.
Сегодня в репертуаре Александры Захаровой - народной артистки России, лауреата Государственных премий России и лауреата премии правительства России - пять спектаклей "Ленкома": "Женитьба", "Безумный день, или Женитьба Фигаро", "Ва-банк", "Вишневый сад", "Пер Гюнт", где она играет главные роли. Но право на это, даже нося фамилию художественного руководителя театра и отчество "Марковна", еще надо было заслужить. Ей, как никому другому в труппе, надо было играть в пять, даже в десять раз лучше всех остальных, чтобы избежать разговоров о семейственности и безукоризненно сыгранными ролями подтвердить право на свое лидирующее место в театральной афише "Ленкома".
Ведь после окончания Щукинского училища Александру Захарову пригласили сразу пять московских театров, но проблемы выбора как таковой перед ней не стояло: она была уже больна "Ленкомом", и работать хотела только в этом театре. А вот Марку Захарову в том далеком 83-м году пришлось "помучиться": решая, брать или не брать дочь, Марк Анатольевич устроил в театре тайное голосование худсовета, по результатам которого вынужден был принять Александру. Но после годами он "выдерживал" свою дочь в массовке: и самым сложный в ее биографии, думается, стала необходимость доказывать прежде всего отцу, что она обладает незаурядным талантом. "Отец похитил у меня десять лет, - с иронией вспоминала Александра Захарова в одном из интервью. - Я бы столько могла сделать! Но что удивительно, когда я ходила с табуретками в темноте, я все равно чувствовала себя нужной и счастливой! Я - фаталист".
Театральная судьба ее, безусловно, сложилась. Первую значительную роль - Офелии в "Гамлете" - подарил режиссер Глеб Панфилов. А далее последовали спектакли, в которых Островский, Достоевский, Чехов и Григорий Горин были исследованы вдоль и поперек. И везде, в каждом из этих классических миров Александра Захарова существовала, можно сказать, на пределе актерской искренности и убедительности. Более двадцати киноролей в фильмах стали подтверждением правила: маленьких ролей не бывает. Бывают маленькие артисты, к числу которых Александра Захарова никогда и ни при каких художественных обстоятельствах не относилась.
Ее недавняя безусловная театральная удача - Озе, мать Перг Гюнта в спектакле Марка Захарова по одному из самых известных образцов скандинавской литературы. Там Александра Захарова оказывается буквально между небом и землей, разрываясь между прошлым и будущим, а как еще можно себя ощущать во времени и пространстве, имея такого неспокойного сына, как пер Гюнт? Во внетеатральной жизни все оказалось и спокойнее, и одновременно сложнее: все отдано театру, и все положено на алтарь искусства. И уже в первый отмечаемый юбилей можно констатировать: отнюдь не напрасно.