Иконы XV века показывают в Московском Кремле

Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря до 26 августа можно увидеть в Выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля. Это один из пяти иконостасов XV столетия, которые сохранились в России. Иконы из него путешествовали по выставкам в Париже, Нью-Йорке, Бильбао… Сейчас они приехали в Москву.

Как и каменный Успенский собор монастыря, который был построен в 1497 году на месте сгоревшей деревянной церкви, иконостас был даром московского князя Ивана III. Успенский собор так впечатлял современников величием, что местный летописец нашел нужным указать его точные размеры. Иконостас же был сделан по образцу тех высоких иконостасов, что были в Благовещенском соборе Московского Кремля, Успенском соборе Владимира, Троицком Соборе Троице-Сергиева монастыря и соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Иначе говоря, это был дар, который символизировал еще и собирание земель московским  князем.

Cобственно, к концу XV века высокие иконостасы, которые сменили сквозные алтарные преграды византийского типа с иконами Христа и Богоматери, на Руси уже не были новинкой. Они - помимо икон местного ряда - включали монументальный деисусный ряд, ряд праздников и ряд пророков. Уже в силу масштабности задачи создание такого иконостаса становилось событием. В иконостасе Успенского собора, например, над иконами местного ряда была 21 икона деисусного чина, над ними шли 25 икон праздников, представлявшие богослужебные события года, а еще выше - 8 икон пророков, символизировавших события Ветхого завета. Иконостас, полностью закрывая алтарь, обретал монументальный масштаб. С другой стороны, он становился, как написал Павел Флоренский, прозрачным окном, открывающим верующим доступ к тайнам алтаря и небесным видениям.

Мы никогда не узнаем имен тех трех мастеров, которые писали иконы для этого иконостаса. Но известно, что их было трое, что были они выходцами из разных школ: московской, новгородской, ростовской… А значит пришли из разных земель. Первый, "москвич", написавший три главные иконы из местного ряда, в том числе встречающие зрителя "О Тебе радуется…" и "Успение Богородицы", обожал яркую лазурь и резкие контрасты цвета. При этом его композиции строги, гармоничны, устойчивы. Второй, "новгородец", написавший девять икон праздничного ряда, в том числе "Воскрешение Лазаря" (с такими мощными контрастами белого, черного, красного, что супрематисты могли бы позавидовать), акцентировал белилами движения рук, складок платья… Третий, "ростовчанин", писавший Страстной цикл, лирик, умеющий добиваться тончайших цветовых переходов. Поразительно, что при этом им удалось добиться поразительной цельности всего ансамбля. Эксперты уверены, что в этом заслуга главы артели, который продумал цветовую композицию и позаботился о том, что каждый из сподвижников работал над иконой в центральной части одного из рядов и несколькими иконами в других рядах. В сущности, его работа напоминала труд дирижера над партитурой вместе с оркестром. Он распределял позиции, мастеров, задавал ритмический рисунок и - бросался в бой. Он был играющим дирижером.

Возможность увидеть вблизи, "глаза в глаза", иконы, которым более 500 лет, уникальна. Это шанс, которого не имели даже жившие в середине XVI века. Уже через 40 лет после установки иконостаса он был украшен серебряными окладами -  это был дар митрополита и трех московских бояр. В XVIII веке заменили уже всю конструкцию по вкусам нового времени. Иконы пророческого ряда сняли и убрали в алтарь, пять икон деисусного ряда и десять праздничных отдали в другие монастырские церкви. Несколько икон было продано, несколько - похищено. В 1918 году в закрытый Кирилло-Белозерский монастырь по поручению музейного отдела Народного комиссариата просвещения приехал Александр Иванович Анисимов, реставратор, историк искусства. Раскрыв две потемневшие иконы и убедившись в том, что перед ним подлинники XV века (он думал даже, что это они письма Андрея Рублева), Анисимов решает отправить иконы на реставрацию. В итоге иконы оказались в разных музеях: Третьяковской галерее, Русском музее, музее им. Андрея Рублева и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Но мало того, что сейчас восстановлена целостность иконостаса. После единственной выставки 1980 года в Музее им. Андрея Рублева была организована научная реставрация этого многосложного шедевра, продолжавшаяся тридцать лет с небольшим.

Так что считайте, что это единственный шанс в жизни - увидеть почти целиком, в отреставрированном виде, создание мастеров XV столетия. Место встречи - Москва, Кремль, Успенская звонница.