Интересно, что самого термина в законе нет, хотя подобная процедура, безусловно, предусмотрена. Речь об иностранцах, гостях нашей страны: своих граждан Россия не выдает, это принципиальный вопрос.
Тем не менее в подобных делах очень важна взаимность. Если мы будем решать вопросы выдачи-передачи цивилизованно, то и сами сможем рассчитывать, что в трудную минуту заграница вернет нам наших преступников для разбирательства и наказания.
Как пояснил журналистам судья-докладчик по проекту Владимир Микрюков, для более четкого правоприменения необходим отдельный закон по экстрадиции. Также, по мнению правоведов, требуются дополнения и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Но это вопрос к законодателям. А пленум Верховного суда России прояснил людям в мантиях нюансы экстрадиции в рамках действующих положений. Например, каждый судья должен помнить, что на смерть мы людей не отдаем. Экстрадиция запрещена, если преступление, в котором обвиняют нашего гостя, наказывается в его краях смертной казнью, а запрашивающее государство не дает достаточных гарантий, что выданного не казнят.
Также и с пытками - если они грозят человеку, мы должны оставить его у себя. Кстати, как сообщалось в ходе обсуждения постановления, Верховным судом России подготовлен список докладов международных организаций за 6 лет, где перечисляются неблагополучные с точки зрения пыток страны. В перечне Верховного суда есть в том числе доклады комитета ООН против пыток, Европейской комиссии по предупреждению пыток и другие. Список должны изучить все люди в мантиях, рассматривающие подобные дела. Правда, постановление обращает внимание, что со временем ситуация в государстве может меняться. И если лет десять назад международные организации критиковали ту или иную страну, не факт, что оценки все еще актуальны.
По данным Верховного суда, за четыре года число материалов по экстрадиции, рассмотренных российскими судами, выросло более чем в два раза. Если в 2007 году было рассмотрено 246 подобных дел, то в прошлом году суды рассмотрели уже 518.
Вопрос об экстрадиции возникает в двух случаях. Первое: когда человек за границей обвиняется в каком-то преступлении, но каким-то образом оказался в России. Тогда де-юре говорят о выдаче. Второе: чужой гражданин совершил какое-то преступление у нас, был осужден, но хочет отбывать наказание на своей родине. Тогда с точки зрения закона говорят о передаче. Юристы считают важным подчеркивать разницу даже на словах. Прежде чем передать осужденного в другую страну, надо выяснить, не висят ли на нем какие-то долги. Прежде всего арестант должен возместить ущерб потерпевшим. Возможно, на родине найти деньги ему будет легче. Но нельзя допустить обмана. Как поясняет Верховный суд, гарантией исполнения гражданского иска могут стать залог, поручительство, банковская гарантия.