Вообще, культурой заниматься приятно: возвышающее это занятие. Когда человек говорит: "Меня волнуют проблемы культуры", - сразу понятно, что он - человек серьезный, умный и возвышенный. Тот, кто утверждает: "Меня волнуют проблемы свободы", - подозрителен. Ну, а если кто вдруг метнется с предложением: "Давайте обсудим проблемы строительства дорог или вывоза мусора", - он вообще воспринимается как зануда, человек скучный и неромантичный.
Вот при Госдуме решили создать Совет по культуре. В минувший четверг был созвано его первое заседание, на котором выступали разные замечательные люди от политиков и депутатов до выдающихся деятелей культуры. От Яровой и Спивакова до Швыдкого.
Само слово "культура" имеет магическое такое дыхание: стоит его представить к названию любого учреждения, совета, да чего угодно - и никто никогда не будет против возникновения нового образования. Потому что в России быть против культуры - все равно что крупными буквами написать у себя на лбу: "Я - идиот".
В том, что Госдума решила серьезно заниматься культурой, есть огромный плюс. Без сомнения. Даже те люди, которые при слове "государство" хватаются за пистолет,- понимают, что без помощи государства искусство выжить не может. Не могут выжить музеи, оркестры, филармонии... Очень тяжело придется без господдержки киностудиям и театрам. Пример издательств, которые прекрасно обходятся без поддержки государства, и даже одно из них уже готово съесть другое, - никого не вдохновил.
Эта поддержка должна быть законодательно регламентирована. Уже много-много лет говорят о необходимости принять закон о культуре. И такой закон, действительно, необходим.
Не так давно я слышал интервью знаменитого театрального режиссера-новатора, который на полном серьезе говорил, что режиссер должен руководить театром какое-то определенное количество лет, а потом его надо из театра изгонять, дабы дал дорогу молодым. С одной стороны, я обрадовался: если бы эту "норму" ввели давно, не было бы у нас ни театра Товстоногова, ни Ленкома Марка Захарова, ни Сатиры Плучека, ни Мастерской Фоменко, ни МХТа Табакова, ни... Да вообще, как поглядишь вокруг, выясняется: лучшие советские и российские театры как раз те, которыми помногу лет руководят одни и те же люди.
Это я - к чему? К тому, что новый закон о культуре должен закрепить какие-то главные наши достижения (а не разрушить их), помочь культуре во всех ее проявлениях.
Вообще, помочь культуре добиться того, чтобы ее достижениями могло пользоваться как можно больше людей - основная и, может быть, единственная задача любого учреждения, в название которого входит это гордое слово "культура". И здесь не обойтись без государства, и честь и хвала, если оно будет заниматься именно этим.
Однако неискоренимо во многих из нас стремление заставить культуру чему-нибудь служить. Некоторые люди всерьез считают, что культура - она как собака: стоит дать ей немного корма, и она начнет служить тем, кто кормит. Не начнет. То есть, если начнет, - значит, это не культура, а если культура, - не начнет.
На заседании совета на бедную нашу культуру каких только обязанностей не возлагали! И образованию она должна помогать, и семейные ценности сохранять, и патриотизм, само собой, воспитывать.
Я для себя давно понял: патриот - это человек, который хорошо работает. И все. Тот, кто кричит: "Россия - лучше всех!" - на самом деле, как правило, от России чего-нибудь хочет. Чисто - конкретно.
Что до образования, то, если мы, взрослые, довели ситуацию до того, что на ЕГЭ наших детей обыскивают с помощью металлоискателей - значит, не о какой культуре образования говорить не приходится.
Многим из нас, а особенно политикам, трудно свыкнуться с мыслью, что культура не выполняет никаких прикладных задач. Что она - не костыль, на который может опереться общество, а воздух, которым оно дышит.
Воздух незаметен, но если он исчезнет - будет нечем дышать, а если он - грязный, то дышать становится тяжело. Но воздуху нельзя приказать - ему можно только помочь очиститься.
Если мы возьмем, скажем, литературу, то выяснится: лучшие писатели советского времени - это те, кто служил только своему таланту и больше никому и ничему. Их помнят и перечитывают: Булгакова, Платонова, Цветаеву, Ахматову... Тех же писателей, которые бесконечно принимали участие в строительстве чего-то и имели за это всякие награды и почести - почти всех позабыли.
Творец должен быть свободен - разве это не аксиома? Если он не свободен, - значит, он раб. А раб не может ничего создать.
Государство - помощник культуры. А не пастух. Желание решить какие-то свои проблемы с помощью развития культуры понятно. И даже симпатично. Кажется, что если культура будет развиваться - то и та проблема сама по себе решится...