Для самого Троценко, судя по всему, принятое решение не было спонтанным, хотя для многих в отрасли оно явилось неожиданностью. С именем нынешнего президента ОСК вполне определенно связывали ближайшие перспективы российского судостроения - и военного, и гражданского. Придя из частного бизнеса к руководству корпорации, на 100 процентов принадлежащей государству, он с первых дней и весьма решительно повел курс на обновление. И дал понять руководителям предприятий, включая крупнейшие оборонные верфи, что с их нынешней производственно-технологической базой они безнадежно отстали.
Выделив директоров наиболее сильных судостроительных заводов, он устроил для них показательное турне на верфи Южной Кореи - показал, на каком технологическом укладе работают там и где, извините, находимся мы. А потом, одного за другим, сменил и этих - избранных - руководителей, на которых (как им казалось) делали ставку, и многих других, в Корею не выезжавших.
Одновременно с кадровым обновлением и переменами в методах управления предприятиями Троценко отстаивал и новый подход к формированию портфеля заказов - в целом для ОСК и в разрезе отдельных верфей. А нынешние реалии российского судостроения таковы, что большую часть в этом портфеле составляет госборонзаказ - на военную продукцию приходится более 80 процентов выручки ОСК. И вот тут у руководства судостроительной корпорации во главе с Романом Троценко были (и, надо полагать, остались) нешуточные расхождения с руководством минобороны по поводу ценообразования на продукцию и услуги в рамках Государственной программы вооружений. Из-за этого подписание текущих контрактов с предприятиями ОСК в 2011 году затянулось до глубокой осени.
Нынче ситуация складывалась не легче: рабочие группы и согласительные комиссии собирались на самом высоком уровне. К компромиссу призывали и бывший вице-премьер Игорь Сечин, подключившийся к этому делу по поручению главы правительства, и нынешний куратор ВПК Дмитрий Рогозин. И только после совещания, которое 28 мая провел лично президент Путин, были, наконец, подписаны контракты с ОСК, ЦКБ "Рубин" и ОАО "Севмаш" на создание головного и серийных ракетоносцев по усовершенствованному проекту 955-А "Борей-А".
При этом, как уже сообщала "Российская газета", глава государства дал указание, что в случае возрастания стоимости работ, комплектующих и материалов, о чем долго спорили первые лица Минобороны и руководители ОСК, в 2015 году может быть произведена корректировка цен контракта - "при должном обосновании такой корректировки промышленностью с предоставлением заказчику соответствующих документов".
Согласно этому явно компромиссному решению, ЦКБ морской техники "Рубин" получило контракт на проектирование головной лодки модернизированного проекта "Борей-А", а "Севмаш" - на строительство головной лодки этого проекта. С Объединенной судостроительной корпорацией тогда же подписан контракт на строительство четырех серийных АПЛ проекта "Борей-А". Эти четыре ракетоносца тоже будет строить "Севмаш", но уже - на условиях субконтракта с ОСК.
Из последнего обстоятельства можно заключить, что именно за корпорацией остается право и обязанность окончательного согласования цены. Иными словами, не "Севмаш" будет "бодаться" с Миноборны, а кто-то из преемников Романа Троценко, если его отставка будет удовлетворена.
А заявление об увольнении с поста президента ОСК по собственному желанию уже направлено в аппарат вице-премьера Дмитрия Рогозина и в Совет директоров корпорации, подтвердил ее пресс-секретарь Алексей Кравченко. При этом он не стал объяснять причины такого решения, лишь отметил, что Роман Троценко в качестве кризисного менеджера успешно выполнил поставленные перед ним задачи на первых этапах выхода судостроительной отрасли из состояния стагнации.
При этом и сам Троценко не дал развиться слухам, что его добровольная отставка могла быть следствием затянувшегося конфликта (ценового спора) с минобороны. "Была договоренность, - заявил он Интерфаксу, - что я работаю определенный срок, а затем ухожу на другое место". На какое именно, уточнять не стал, но дал понять, что уход "никак не связан ни с какими конфликтами". А заявление, по его словам, написано еще 14 июня - "чтобы к 1 июля успеть закончить все необходимые процедуры".
Как полагают эксперты, связанные с ВПК, в ближайшее время вполне можно ожидать перехода Романа Троценко на работу в одну из структур правительства. Да и сам он уже заявил, что в бизнес пока не вернется. По одной из версий, "Роман Викторович продолжит заниматься антикризисной деятельностью уже в составе президентского совета по модернизации", куда он недавно вошел в качестве члена президиума.
По другой - ему может быть предложена должность и в Военно-промышленной комиссии при правительстве России, состав и полномочия которой буквально только что расширены. Напомним, что теперь в нее дополнительно включены министр внутренних дел России (он занял пост зампредседателя ВПК), а также глава МСЧ России, глава Минздрава РФ, директор Федеральной службы по оборонному заказу, главы "Роскосмоса" и "Росатома". Возглавляет комиссию вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. По его словам, этот государственный орган в ближайшем будущем станет "ценовым арбитром" в спорах Минобороны и предприятий ОПК.
Так что опыт Романа Троценко и тут придется ко двору. А на его место в ОСК уже называют преемников. Среди возможных кандидатов - вице-президент корпорации Анатолий Тюков, генеральный директор "Семаша" Андрей Дьячков, председатель совета директоров "Совкомфлота" Илья Клебанов.
Роман Троценко отработал в холдинге три года - с 1 июля 2009 года по настоящее время, сообщает пресс-служба ОСК. Последовательно занимал посты главы Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, с октября 2009 года - пост и. о. президента корпорации, а с мая 2010 года - президента ОАО "ОСК".
За этот период существенно увеличился перечень предприятий, входящих в состав ОСК. В корпорацию вошли Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", Амурский судостроительный завод, завод "Красное Сормово", Пролетарский завод, Астраханское производственное объединение и целый ряд других предприятий. Под руководством Троценко выручка по холдингу выросла в 2,5 раза, портфель заказов - более чем в 6 раз, превысив уровень в 1,5 трлн рублей. Прибыль холдинговой компании увеличилась в 8 раз.
Запроектирован и построен с нуля новейший комплекс крупнотоннажного судостроения на Дальнем Востоке - в городе Большой Камень. Запуск предприятия, которое станет наиболее современным и самым крупным в российской судостроительной промышленности, состоится в ноябре 2012 года.
8 июня вышел на цикл морских испытаний авианосец "Викрамадитья" после успешно завершенной на "Севмаше" при поддержке других предприятий ОСК модернизации по заказу ВМС Индии.
В мае этого года успешно завершены ценовые переговоры и контрактация с Министерством обороны РФ по всем сериям военных кораблей до 2020 года.
В настоящее время формирование корпорации и портфеля заказов завершены, программа антикризисного управления полностью выполнена.
14 июня президент ОСК Роман Троценко направил вице-премьеру Дмитрию Рогозину и в Совет директоров акционерного общества заявление с просьбой освободить его от занимаемой должности по собственному желанию с 1 июля 2012 года. Как ожидается, в ближайшее время на основании решения вице-премьера Рогозина будет сформулирована директива для голосования по данному вопросу представителями государства в Совете директоров ОАО "ОСК".
Решение по новому главе ОСК будет принято на годовом общем собрании акционеров корпорации, которое состоится до 1 июля.
Объединенная судостроительная корпорация - крупнейшая судостроительная компания России. Она была создана в соответствии с указом главы государства в 2007 году со 100 процентами акций в федеральной собственности. В холдинг входит около 60 предприятий и организаций - основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно- конструкторские бюро. Крупнейшие судостроительные активы: ОАО ПСЗ "Янтарь" (Калининград), ОАО "Адмиралтейские верфи" (Санкт-Петербург), ОАО "ПО "Севмаш" (Северодвинск), ОАО "ДВЗ "Звезда" (Владивосток). Крупнейшие международные проекты: строительство верфи "Звезда-ДСМЕ" в рамках СП с Daewoo Shipbuilding & Marine Engeneering (Республика Корея), строительство верфи "Восток-Раффлз" в рамках СП с Yantai Ruffles (Сингапур). В настоящее время на базе ОСК консолидировано около 70 процентов отечественного судостроительного комплекса. Российский рынок - основной для госкорпорации. Одновременно с этим выполняются заказы и производятся поставки для 20 других стран.