Лидия Графова: В законодательстве о репатриантах масса противоречий и несуразностей

Я спросила у Натальи: "Зачем, как вы думаете, вашей семье посланы такие испытания? Она ответила: Наверное, чтобы укрепить в нас любовь к Родине. ("Нужны герои. А граждане?" - "РГ" от 25.03. 2011 г.).

Такими словами - о любви заканчивалась моя статья о мытарствах наших соотечественников, которые приехали жить в Россию, а житья им здесь у нас нет - годами не могут получить российское гражданство. Наталья - одна из таких страдальцев.

Прошло больше года после публикации, вестей ни от кого из героев статьи не было, и я уж думала: раз молчат, значит, все у них уладилось, как вдруг - SOS в электронной почте от той самой оптимистки Натальи:

"У всей нашей семьи по-прежнему нет гражданства. Я жду четвертого ребенка, и снова это будет иностранец, а не гражданин России. Режим долготерпения, в котором мы живем так долго, становится невыносимым".

...Русская Наталья и ее муж - Ян Реус (несмотря на фамилию отчима, тоже - русский) приехали из Узбекистана в Россию (на свою историческую родину) еще... в 2001 году. Привезли с собой самое дорогое для нашей вымирающей страны богатство - воспитанных в русской культуре детей. Сразу же поступили, как мечтали, в Богословскую семинарию и начали хлопотать о гражданстве. В ту пору как раз входило в силу новое миграционное законодательство, превратившее всех наших соотечественников, переселяющихся в Россию, в таких же де-юре иностранцев, как, например, беженцы из Африки. Никаких льгот для репатриантов закон не предусмотрел, даже понятия такого в законе нет. Процедура получения гражданства в общем порядке занимает минимум семь лет.

До сих пор не могу понять, с какой, собственно, стати соотечественники, приехавшие на ПМЖ в Россию, должны выпрашивать у чиновников разрешения, да еще на временное проживание. Мало того, нужна еще постоянная прописка, переименованная теперь в регистрацию. Вот и ловчат многие, правдами-неправдами добывая фиктивную регистрацию.

Семья Реус хотела все по закону. Закончив семинарию, купили на последние сбережения деревенскую развалюху в одной из соседних с Московской областей. Встали на учет. Попытались подать документы на РВП. Два года им отказывали - не хватало, понимаете ли, квот для молодой семьи. Только в прошлом году, после той статьи в "РГ" и благодаря личному вмешательству начальника Управления по вопросам гражданства ФМС России удалось им получить это злополучное РВП. Следующая крутая ступень - вид на жительство. Подавать документы на этот "вид" можно лишь там, где ты постоянно зарегистрирован и фактически живешь. А ведь они, получив РВП благодаря административному "нажиму" в Москве, и жили все эти годы в Москве, снимали жилье. Ян освоил востребованную специальность компьютерщика, работал в нескольких местах, Наталья давала частные уроки английского.

Теперь семья живет врозь.

"...Ян остался работать в Москве, а я перевелась документально и переехала вместе с детьми в Александров Владимирской области, куда недавно переселились из Узбекистана мои родители. Отец, уроженец России, получил гражданство в упрощенном порядке, и мне открылась возможность стать гражданкой по линии отца".

Теперь у Натальи уже есть вид на жительство, и она имеет право не ждать 5 лет, как предусмотрено общим порядком, а сразу подавать на гражданство. Но этот "вид" только у нее одной. У остальных членов семьи - то самое московское РВП. Это невозможно логично объяснить, но прописать детей у дедушки "иностранка" не имеет права. Только после того как получит российский паспорт. Вот и размечталась Наталья, что ставши наконец гражданкой, сможет быстро вытащить из статуса "иностранцев" всю свою семью.

Тут уж они с Яном решили и четвертого ребенка завести. Стала Наталья спешно собирать документы на гражданство.

"Я собрала все, что надо для гражданства. Мой пакет просмотрели в миграционке и приняли. А через несколько дней вернули. От меня требуют сертификат на знание русского языка".

Это теперь, в связи с обязательным экзаменом по русскому для трудовых мигрантов поднялся шум (нереальное это дело и только коррупции на руку). А вот иезуитское правило о том, что любой репатриант, пусть он до мозга костей русский, должен сдавать экзамен по русскому, если вдруг какой-то его документ не соответствует установленному образцу, существует с 2002 года и никакой реакции в обществе не вызывает.

"...До родов мне остается меньше месяца".

Звоню в ФМС. Тот генерал, который сжалился в свое время и выхлопотал многодетной семье РВП , в Управлении по вопросам гражданства уже не работает. Другие сотрудники невозмутимо отвечают: требование сертификата по русскому вполне законно. Не имеет никакого значения, что Наталья родилась в русской семье. Неважно, что с успехом закончила школу в Ташкенте, где работали лучшие русские учителя города ("Признаются аттестаты только до 1991 года, а у нее - 1996 год"). Не в счет и диплом Московской богословской семинарии ("Необходим диплом только государственного образца"). А что, мол, ей стоит сдать экзамен? Предлагают все-таки написать ходатайство. Пишу. Сервер ФМС не работает. Посылаю по факсу. Звоню на второй и третий день: что с письмом? Его пока не зарегистрировали...

Наталья не стала ждать, отыскала в Интернете адрес заведения, где принимают экзамен по русскому у иностранцев, и поехала в Москву. Четыре часа отвечала на какие-то тесты. Заплатила за сертификат 5300 рублей. Снова отнесла пакет - приняли. Но справки о принятии не дали. Она опять волнуется.

Начальник отдела УФМС города Александрова отвечает мне: "Это вы там, в Москве, на небесах, должны законы менять, а мы - исполнители". Впрочем, пакет отослан во Владимир, и там претензий нет. Но как ускорить получение паспорта? "От нас теперь ничего не зависит. Документы пошли в компетентные органы".

Благонадежность Натальи теперь будет проверять ФСБ. Срок по закону - до 6 месяцев.

Ну и что тут скажешь? Что думаю о нашем репрессивном по отношению к репатриантам законодательстве и о еще более репрессивной практике его исполнения я, пожалуй, уже все сказала. И на страницах "РГ", и в публичных выступлениях с разных трибун. Например, про необходимость так называемой "иммиграционной амнистии" (это легализация простейшим путем давно переселившихся к нам соотечественников) уже десять лет твержу. Да разве кто-то чего-то тут не понимает?

Десятилетняя практика применения действующих законов о гражданстве и о правовом положении иностранных граждан выявила массу противоречий и несуразностей, особенно в подзаконных актах. Жизнь показала, что сам дух законодательства, мешает по сути умножению российского народа.

...За последнее десятилетие нашу страну покинуло несколько миллионов россиян. А вот семья Реус (все это десятилетие!) сражалась за право жить именно в России. Испытание на любовь к Родине они выдержали с честью. Ну разве они не герои, эти "не-граждане"?

P.S.

Срок родов Натальи - на этой неделе. Врачи говорят: будет дочка. Назвать ее собираются Марией.