Если точнее, Южный канал (или Le Canal du Midi) в 240 км соединяет речной порт Тулузу со средиземноморским портом Сет. В Тулузе этот канал стыкуется с Гароннским каналом (по рукавам реки Гаронна), выходящим к Бискайскому заливу. Эта артерия использовалась в регулярном грузовом движении вплоть до 1950-х годов, среднегодовые грузоперевозки достигали 50-55 тыс. тонн в год.
Для большей конкурентоспособности этого маршрута требовалось его расширение, и периодически разрабатывались такие проекты (например, в начале 1940-х, середине 1960-х, в начале 1980-х годов). Но они в основном преследовали "демонстрационную" цель: дать понять Великобритании, что у британского Гибралтара не бессрочная монополия на водный транзит между Атлантикой и Средиземноморьем...
В 1996 году этот "трансфранцузский" путь, как уникальный памятник инженерной и экономической мысли, был включен во Всемирное наследие ЮНЕСКО. Впрочем, на этой артерии поныне действует свыше 80 шлюзов, поднимающих и опускающих суда на 190 м.
Однако упомянутый статус данного пути может оказаться под угрозой: подлежат рубке минимум 40 тыс. деревьев, растущих вдоль Южного канала. Из-за того, что они поражены опасным грибком (Ceratocystis platani), каким-то образом попавшим в этот регион из США. Voies Navigables de France - французская госструктура, отвечающая за каналы, - еще в июле 2011-го признала, что грибковое заражение "находится в стадии экспоненциального роста", потому примыкающие деревья придется рубить. Но, по оценке многих местных экспертов, массовая рубка приведет к тому, что, лишившись своего уникального обличия, один из самых длинных и широких каналов Европы может потерять статус мирового наследия ЮНЕСКО.
45 процентов от длины Гибралтарского пролива составляет водный маршрут между Атлантикой и Средиземноморьем через Южную Францию