18.06.2012 23:41
Поделиться

МЭР отчиталось о проверках юридических лиц и бизнеса

Минэкономразвития направило в правительство доклад с анализом количества и качества проверок, проведенных в прошлом году в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

За мудреным названием 90-страничного талмуда "Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в Российской Федерации" кроются весьма интересные цифры и сведения.

Так, в 2011 году в отношении предпринимателей всех мастей проведено 3,063 млн так называемых контрольно-надзорных мероприятий, в том числе 2,843 млн проверок и 220 тыс. административных расследований. "Наибольший вклад, - цитируем доклад, - в проведение контрольно-надзорных мероприятий внесли федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ)".

В прошлом году ФОИВ было проведено 86,4% от общего количества проверок и административных расследований. В сравнении с 2010 годом доля участия ФОИВ в контрольной деятельности государства уменьшилась на 6%. Общее количество проверок, проведенных федеральными органами исполнительной власти, при этом снизилось на 6,5%, в абсолютной величине - на 170 тысяч, составив 2,456 млн. Цифра не маленькая.

"Думаю, такое количество вполне обоснованно, - считает начальник юридического отдела "ОПОРЫ России" Ирина Юнкман. - Сокращение, возможно, произошло из-за того, что органы прокуратуры зачастую по различным причинам отказывают в проведении внеплановых проверок. В этом году ситуация в принципе аналогичная. Если судить по жалобам предпринимателей, то по итогам 5 месяцев по сравнению с 2011-м ничего существенно не поменялось. Тем не менее можно отметить увеличение жалоб на мероприятия, проводимые органами полиции. Но поскольку такие проверки не регулируются 294-ФЗ, соответственно, это не отражается и в статистике".

"Да, на бумаге мы наблюдаем уменьшение количества проверок, - сообщила "РБГ" председатель подкомитета по мониторингу проблем малого предпринимательства комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса ТПП РФ Елена Дыбова, - однако я бы не стала утверждать, что бизнесу стало намного легче дышать. Действительно, несколько снизилось давление правоохранительных органов, поскольку появилась плановость проверок, по ним надо делать запрос в прокуратуру. Но ослабление контроля с одной стороны компенсировано нарастающим прессом с другой - например, налоговой службы. Дело осложняется тем, что у проверяющих своя плановая система, они сами сетуют, что если не выпишут штраф, то их начальство подумает, что они получили взятку. При этом предприниматели недостаточно осведомлены о проверках и не умеют отстаивать свои права. И подчас проще согласиться на штраф, чем аргументированно убедить проверяющих, что на предприятии всё в порядке".

Среди ФОИВ в 2011-м, как и в предыдущие два года, наибольшую активность проявило МЧС России (см. диаграмму на 1-й стр.). Как и в предыдущий год, около 80% проверок было проведено 7 федеральными органами власти. Из тридцати с небольшим ведомств, относящихся к ФОИВ, лишь шесть увеличили в прошлом году число проведенных проверок. Так что на бумаге тенденция снижения административной нагрузки на предпринимателей в смысле уменьшения контрольно-надзорных мероприятий вроде бы налицо. Но недаром говорят: если где-то убыло, значит, где-то обязательно прибыло. В нашем случае "прибыль" коснулась проверок, проведенных региональными и местными органами власти - их стало больше на 11%. Впрочем, утверждают в минэкономразвития, эта динамика как таковая вовсе не свидетельствует об увеличении административной нагрузки на бизнес. В данном случае она на региональном уровне продиктована повышением исполнительной дисциплины представления статистической информации, а на муниципальном уровне - традиционно низким уровнем ее представления. Так, только треть муниципальных образований представили сведения в системе ИС "Мониторинг", при этом в 90% случаев данные об осуществлении на их территории муниципального контроля и вовсе отсутствовали.

Впрочем, эти самые 11% не стали тормозом для развития бизнеса в отдельных регионах. Так, в начале этого года руководство ТПП Республики Татарстан провело несколько выездных конференций, охвативших 41 район республики. Были проведены встречи, "круглые столы", бизнес-кейсы с 6 тысячами предпринимателей. "Каждый район отличается от других - по своим возможностям, инфраструктуре, по взаимодействию бизнеса с местной властью, - сообщил "РБГ" председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев, - везде есть проблемы, но отрадно: жалоб, что бизнес продолжают "кошмарить", нигде не прозвучало. Ситуация все-таки начала меняться к лучшему. Что касается конкретно проверок, то на сайтах ФОИВ можно отследить их плановость и подготовиться".

Однако здесь, отметил Шамиль Агеев, встает вопрос огромного количества материала, который должен быть представлен к отчету. "Не секрет, что проверяющий идет к предпринимателю с установкой "найти и наказать", а такого не должно быть. Необходима планомерная профилактическая работа. Однако все также остро стоят вопросы налоговой нагрузки на бизнес, ЕСН, тарифов на энергоносители, перераспределения налоговых отчислений с учетом муниципального уровня, развитие наукоемких отраслей экономики. Само государство обязано наконец-то повернуть политику в сторону предпринимательства", - считает руководитель ТПП РТ.

Сами по себе контрольно-надзорные мероприятия, конечно же, не самоцель органов власти, хотя представители бизнеса подчас считают по-иному. Основным показателем результативности здесь является количество выявленных нарушений. Их по итогам 2011 года только ФОИВ выявлено более 1,6 млн (в 2010 году 1,7 млн). Лидерами по результативности здесь являются ФСФР России и Росфинмониторинг, доля проверок не "впустую" у них превышает 80%.

А способны ли наши предприниматели работать честно при отсутствии всякого контроля со стороны государственных органов? "Абсолютно уверена, что да, - сообщила Елена Дыбова, - особенно старожилы, которые по 15-20 лет в бизнесе. Поскольку им есть что терять. Но для этого им надо создать вменяемые условия. Сделайте налог на зарплату 15%, и все будут платить зарплату официально". Хотелось бы, конечно, в это верить. Но пока не получается. Поскольку принцип урвать прибыль, а там гори всё синим пламенем слишком заманчив. Вот и горит. "Хромая лошадь", например.