Григорий Рапота: Россия оказывала и продолжает оказывать содействие Белоруссии

Какими правами пользуются россияне в Белоруссии и белорусы в России? Где между нашими странами существует полное согласие, а по каким вопросам еще нужно искать компромисс? И какие общие проекты намерены продвигать Россия и Беларусь?

На эти и другие вопросы на "Деловом завтраке" в "Российской газете" ответил государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота.

Григорий Алексеевич, в пятницу Дмитрий Медведев предложил подумать о переходе на единую валюту при создании Евразийского экономического союза. Он сказал: "Это не является предметом озабоченности сегодняшнего дня, но думать об этом надо". Скажите, пожалуйста, вы об этом думаете?

Григорий Рапота: Думаем. Мы об этом думали и раньше.

В свое время вопрос о введении единой валюты уже поднимался в рамках Союзного государства. Но тогда в силу разных обстоятельств решение этого вопроса было на какое-то время отложено. Тема введения единого платежного средства обсуждалась и в ЕврАзЭC. Когда я там работал, мы проводили интенсивные консультации и семинары с привлечением экспертов ООН, других международных структур. Они предлагали разные варианты, но ни один из них не получил одобрения прежде всего со стороны центральных банков государств.

Но потом разразившийся в 2008 году международный финансовый кризис заставил наших экспертов задуматься: стоит ли торопиться с подобными проектами? Ведь в Европе до сих пор ведется дискуссия о сохранении зоны евро в ее нынешнем виде. И сложности, возникшие в зоне евро из-за разбалансированности валютной и бюджетной, фискальной политики нам, конечно, надо тоже учитывать.

 
Видео: Александр Шансков

Тем не менее центральные банки России и Беларуси постоянно ведут переговоры и консультации о системе и формах взаимных платежей. И у нас явно наметилась тенденция к более широкому использованию национальных валют. Причем речь идет прежде всего о российском рубле. Уже сейчас в нем производится около 40 процентов всех расчетов. Так что рубль постепенно входит в оборот как единое платежное средство.

Теперь, когда поступил новый сигнал о введении единой валюты, нам надо будет, видимо, проконсультироваться с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). Ведь речь идет о "тройке" Таможенного союза, наднациональным органом которой является ЕЭК. Очевидно, что будут проведены консультации между белорусским и российским центробанками.

Некоторым обывателям кажется, будто наша страна только и делает, что помогает братьям-славянам: то скидку на газ предоставит, то льготный кредит в разгар кризиса. А что Россия приобретает от сотрудничества с Белоруссией?

Григорий Рапота: Это вопрос, который задается все время. Действительно, Россия оказывала и продолжает оказывать содействие Белоруссии. Это содействие - полезное для экономик обеих стран. Но тут надо иметь в виду, что если мы хотим создать единое экономическое пространство, то, конечно, нам надо по многим позициям выравнивать уровень экономического развития между странами. И это наверняка потребует в том числе и финансовых затрат со стороны России.

Но это сбалансированный процесс. Например, сейчас у нас реализуется 13 совместных российско-белорусских программ. В них очень активно задействован потенциал белорусской науки и промышленности. По целому ряду позиций белорусы сохранили центры компетенции, которые крайне полезны России для решения технологических, технических и экономических задач. Так, в Белоруссии налажено строительство большегрузных автомобилей, все знают, какие машины делает БелАЗ. В стране хорошо развито производство сельскохозяйственной техники, микроэлектроники. И мы извлекаем пользу от развития кооперации в этих отраслях. Идет сотрудничество в космической сфере. Я думаю, в конечном итоге, выгоды от сотрудничества получают и получат в будущем обе страны.

Полную версию "Делового завтрака" читайте в последующих номерах "РГ"