За рубежом, по данным МИДа, проживают 35 миллионов соотечественников.
Их объединяет язык, культура, Церковь. Россия для них - духовная родина, на которую вернулись в прошлом году 32 тысячи человек. В основном это русские из СНГ. По прогнозам МИДа, в этом году эта цифра возрастет. Впрочем, вопрос возвращения, судя по разговорам за чаем в перерывах официальных заседаний, - тонкий и болезненный. Среди потомков эмигрантов первой, главной волны - нравится нам это или нет - много тех, кто полностью ассимилировался. Профессор биологии из Бельгии Николай Сергеевич Белявский признается, что его дети уже совсем не знают русского, а среди своих сверстников он, пожалуй, единственный, кто свободно им владеет. Для них предложение вернуться звучит, по крайней мере, странно. "Быть русским и работать на русскую культуру и историю можно и за рубежом", - считает профессор Белявский.
Впрочем, есть и другие примеры. Владимир Кириллович Голицын из США с гордостью сообщил, что все шестеро его внуков говорят и пишут на родном языке. Князь Владимир 40 лет является старостой Знаменского Синодального собора в Нью-Йорке, ведет активную благотворительную деятельность как член Дворянского собрания. А это не только традиционные балы. К примеру, Фонд князей Щербатовых учредил степендии для молодых русских за рубежом, которые хотят учить родной язык. Другое направление помощи - фонд Gift of life - операции на сердце для детишек из России.
У соотечественников из Франции, как им и положено, наполеоновские планы. Они собираются объявить референдум о придании русскому языку статуса официального для европейской зоны. По последним данным, русский язык в странах Евросоюза является родным для 6,5 миллиона человек. Андрей Андреевич Мусин-Пушкин - потомок знаменитого историографа и коллекционера, кто подарил миру "Слово о полку Игореве". Он рассказал "РГ", что Коордиционный совет соотечественников, членом которого он является, уже провел репетицию голосования:
- Чтобы закон был принят, в странах Европы за него должны проголосовать в среднем около 55 тысяч человек. Мы решили узнать, сможем ли мы преодолеть этот барьер, и за 15 дней собрали 1,5 тысячи голосов только в Париже.
Что такое истинно русский человек за пределами родины? Этот вопрос красной нитью проходил в размышлениях всех ораторов. Президент Фонда исторической перспективы Наталья Нарочницкая, оправдывая свой пафосный стиль в призывах хранить русскую духовность, отметила, что русские никогда не будут жить "хлебом единым". А Андрей Мусин-Пушкин поставил акцент на чести, благородстве, православии и любви к России.