Такое предложение высказал глава региона, ссылаясь на то, что сэкономленные бизнесом деньги далеко не всегда работают на экономику Прикамья.
- Если все, что дается в качестве льгот, будет выплачиваться в виде дивидендов, то сохранять такую систему не стоит, - отметил губернатор. - Но если сэкономленные средства предприятия направят на развитие производства, рефинансирование или инвестиции в развитие, тогда мы сохраним эту льготу.
Еще в 2006 году налог на прибыль для всех пермских предприятий был снижен с 24 до 20 процентов (за счет снижения региональной части налоговой ставки с 17,5 до 13,5 процента). Все последние годы налоговая льгота была предметом гордости экс-губернатора Пермского края Олега Чиркунова. По его мнению, поблажка позволяла предприятиям инвестировать в собственное производство, а также реализовывать социальные проекты.
По данным департамента экономического и инвестиционного развития министерства промышленности Пермского края, за время действия налоговой льготы с 2006 по 2011 год региональный бюджет недополучил 35,3 миллиарда рублей, но при этом за аналогичный период инвестиции крупных и средних предприятий края составили 171,2 миллиарда рублей.
По мнению экспертов, доказать прямую взаимосвязь между суммой сэкономленных с помощью налоговой льготы средств и объемом инвестиций сложно. Тем не менее, оказывать поддержку бизнесу необходимо, ведь иначе регион потеряет конкурентоспособность как площадка для инвестиций. Например, первый заместитель председателя комитета по экономическому развитию и налогам Законодательного собрания Пермского края Юрий Елохов уверен, что налоговые льготы в том или ином виде существуют в различных субъектах Российской Федерации. Однако льгота, применяемая к налогу на доход предприятий в Пермском крае, отличается в первую очередь заявительным характером, что значительно упрощает процесс ее использования.
- Основной недостаток принятой в 2006 году налоговой льготы в том, что ее реальную экономическую эффективность посчитать достаточно сложно, - пояснил региональный парламентарий. - К примеру, за последние годы предприятия нефтегазовой сферы значительно расширили свое присутствие в регионе и реализовали глобальные программы технического перевооружения. Но при этом нельзя точно сказать, что активность нефтяников была обусловлена именно налоговыми послаблениями на региональном уровне. С другой стороны, снижение налога на прибыли в крае, на мой взгляд, положительно отразилось на региональной экономике, ведь подобные льготы существуют сегодня практически в каждом субъекте РФ, поэтому риск ухода крупных налогоплательщиков на другие региональные площадки достаточно велик. Преимущество льготы, которая используется в нашем регионе, в том, что она исключает какие-либо оценочные действия со стороны чиновников.
С этим мнением отчасти согласен и депутат Законодательного собрания Пермского края Геннадий Кузьмицкий, который убежден, что допускать использование предприятиями сэкономленных средств на выплату дивидендов нельзя, а потому необходим новый механизм предоставления налоговой льготы.
- Я не обеспокоен тем, что предоставление льготы может приобрести выборочный характер, а не заявительный, как это происходит сейчас, - отметил он. - В частности, я уверен, что процедура отбора предприятий для предоставления им налоговых льгот не создаст почву для излишней бюрократизации процесса. Дело в том, что размер сэкономленных за год средств от применения налоговой льготы примерно известен - порядка девяти миллиардов рублей. Это достаточно крупная сумма, и увидеть, как предприятия ей распорядятся, не так уж и сложно.
Татьяна Миролюбова, заведующая кафедрой мировой и региональной экономики ПГНИУ, доктор экономических наук:
- Льгота по налогу на прибыль помогла выжить работающим в регионе предприятиям в период экономического кризиса 2008-2009 года. В то же время задачу по привлечению в регион инвестиций с помощью преференций для бизнеса решить не удалось. Если посмотреть динамику инвестиций предприятий, работающих в крае (по данным Пермьстата), то увидим, что в 2011 году по этому направлению произошел существенный спад, несмотря на то, что льгота по налогу на прибыль в этот период действовала. Поэтому в глобальном плане как инструмент привлечения в регион инвестиций она не сработала, хотя центры прибыли некоторых крупных компаний в Перми все же появились.
Тем не менее, льгота по налогу на прибыль должна быть сохранена, поскольку экономия, которую она предоставляет, отражена в долгосрочных бизнес-планах компаний. Ее отмена может очень негативно отразиться на доверии бизнеса к власти, что в результате обернется переносом части производственных площадок в соседние регионы. При этом механизм предоставления преференций необходимо реформировать, а также использовать альтернативные методы привлечения инвестиций. Так, по данным исследования Всемирного банка, сегодня существование налоговой льготы не в оффшорных зонах, а в обычных экономиках для инвесторов менее значимо, чем возможность нанять в регионе квалифицированный персонал. Кроме того, важными для привлечения инвестиций факторами являются рыночный потенциал региона (возможность реализации выпускаемой продукции на месте), а также благоприятные инфраструктурные условия: доступность энергоресурсов, стоимость подключения к энергосетям, а также наличие современных транспортных коммуникаций.