18.06.2012 23:47
    Поделиться

    Спортбары подсчитывают прибыль от Евро-2012

    Настоящие болельщики смотрят футбол на стадионе. А если билетов не досталось? А если играют за границей? Тогда в спортбаре, потому что домашний просмотр матча по телевизору в одиночестве с бутылкой пива - это скучно. Иное дело в веселой компании таких же фанатов у большого экрана, да еще и с вкусными закусками от шеф-повара.

    Спортбары в Европе известны давно, в Англии эту роль выполняют пабы, в других странах недорогие кафешки, где устанавливают телеэкраны.

    В Москве спортбарами в дни крупных спортивных мероприятий становятся, по большей части, обычные пивные бары. Но в последнее время появились и специальные заведения, где главное не кружка пива, а просмотр соревнования в хорошей компании. В столице это главным образом сетевые заведения.

    Наибольшая концентрация спортивных кафе наблюдается в центре города. Этот факт объясняется тем, что именно здесь находится больше всего офисов, сотрудники которых составляют около семидесяти процентов всей аудитории спортбаров.

    По мнению экспертов, концепция несетевого спортбара является наиболее удачной и прибыльной. Дополнительный доход заведению будет приносить бизнес-ланч в определенные часы.

    Во время крупных соревнований, таких как нынешний чемпионат Европы по футболу, прибыль заведений увеличивается на 30%.

    "Нехватки посетителей во время спортивных трансляций мы не ощущаем, болельщиков в эти дни достаточно. Я бы даже сказал, болельщики - это наша самая стабильная аудитория клиентов", - говорит директор спортивного кафе Play off Александр Ганцелевич.

    Во время чемпионатов мира и Европы по футболу и хоккею некоторые спортбары вводят плату за вход (100-200 рублей). Этот шаг хозяева баров объясняют тремя причинами. Во-первых, чтобы отсеять людей, незаинтересованных в спортивных трансляциях. Во-вторых, бывают случаи, когда на забронированные места люди не приезжают, и заведение рискует не продать места, а заплативший за место уже мотивирован на 100%. В-третьих, такой ход помогает подстраховаться в случае невысокой выручки. Ведь доход во время матчей делается в основном на продаже традиционного футбольного напитка - пива.

    В последнее время в некоторых наиболее крупных спортбарах открываются пункты приема ставок букмекерских контор, ставки можно делать и в электронном виде.

    В дни топ-матчей спортивные бары от недостатка клиентов не страдают, и все-таки текущее положение дел не столь чудесно, как хотелось бы владельцам спорткафе.

    По словам руководителей некоторых спортбаров, в дни, когда матчей нет, заполняемость залов оставляет желать лучшего, что заставляет расширять формат услуг. Часто происходят такие вещи: во время больших спортивных событий бар работает успешно, а потом его приходится закрывать или менять специализацию.

    Это происходит не потому, что топ-трансляции проходят не каждый день, а в связи с узкоспециализированным позиционированием: в спорткафе заходят перекусить не так часто, как в обычное кафе.

    Такая ситуация заставляет представителей этого бизнеса соответствовать потребностям целевой аудитории, преобразовывая узкоспециализированные заведения в более "широкоформатные".

    "Спортивные болельщики, которые посещают спортбары исключительно ради просмотра футбола или других соревнований, как правило, составляют около 15% аудитории наших постоянных гостей, - говорит менеджер одного из спортбаров Дмитрий Тронин. - Остальные 85% интересуются спортом опосредованно: они приходят в бар, чтобы пообщаться, отдохнуть, расслабиться после очередной рабочей недели. Но мы в любом случае стараемся не разделять наших гостей по принципу "фанат - не фанат", доброжелательно относимся ко всем".

    "У нас, кроме спортивных трансляций, проводятся "живые" концерты с участием российских рок-звезд, есть бильярд, аэрохоккей, караоке-зал и, конечно же, разнообразное меню, - говорит арт-директор "Спортбара" Светлана Воловик. - Около половины наших гостей являются нашими постоянными посетителями и, естественно, спортивными болельщиками. А остальные 50% гостей приходят просто в хороший бар".

    Изменение формата заметно и в том, что в так называемый прайм-тайм - вечер пятницы и субботы, - когда нет крупных трансляций, в баре звучит фоновая музыка, а матчи демонстрируются без звука.

    Дмитрий Тронин считает, что большинству гостей интереснее именно общение, музыка, развлечения. "У нас фанатам скучно здесь шесть дней в неделю. Но на трансляциях, когда бар забивается под завязку, атмосфера соответствует всем представлениям о настоящем спортивном баре", - говорит он.

    Хотя участники рынка отмечают, что сейчас дефицита баров спортивной направленности нет, поскольку "пиковые" матчи транслирует большинство кафе, все-таки профессиональных спортбаров пока мало, и успешная их деятельность зависит от умения владельцев подстроиться под более широкие потребности целевой аудитории.

    "Будущее у спортбаров есть, но на одной специализации на спортивной тематике далеко не уедешь. Думаю, в будущем произойдет смещение этого сегмента в сторону пивных баров, куда можно прийти не только посмотреть матч, но и просто выпить пива, обсудить матчи и насущные дела", - считает Александр Ганцелевич.

    По прогнозам экспертов, сегменту есть куда и за счет чего расти. Спорт становится все популярнее, особенно футбол и хоккей. Если каждый спортбар будет пытаться найти и занять свою уникальную нишу, они выживут, поскольку спрос есть, и он стабилен, нужно просто найти свой формат, позиционируя себя не только для людей, любящих спорт, а ориентируясь на общую массу клиентов.

    Чтобы открыть спортбар, первым делом нужно составить грамотный бизнес-план такого заведения. Вам потребуется лицензия на продажу алкоголя, регистрация общества с ограниченной ответственностью, затем нужно подыскать помещение примерно на сотню человек. Под спортбар необязательно снимать дорогостоящую площадь в центре города, любителям спорта важна атмосфера, а не место расположения бара.

    Для спортивных трансляций требуются как минимум телевизоры и установленные спутниковые системы. Большинство заведений ставят НТВ-Плюс, "Космос-ТВ", Hot Bird и др. Конечно, лучший вариант, если вдобавок к телевизорам установлены проекторы с экранами. Стоимость проектора с экраном - от 1500 евро. Однако, по словам Сергея Михайлова, руководителя группы AV-дизайна Института новых технологий, хорошая проекционная система, подходящая для ресторанного помещения, стоит от 3000 евро. В принципе ее можно взять в аренду, но это не всегда выгодно. Стоимость аренды самой простой системы - от 130 евро в сутки. В итоге получается, что если система нужна больше чем на месяц, выгоднее ее купить. Если конфигурация помещения не позволяет установить проектор, можно инсталлировать плазменную панель. Ее стоимость начинается от 4000 евро.

    Стены бара можно украсить фотографиями известных футболистов, хоккеистов, автографами спортивных знаменитостей в рамках, копиями кубков и т. д. Мебель может быть самой простой, главное, чтобы было чисто. Матчи проходят обычно по вечерам. А в обычное время можно пустить просто спортивный канал, по которому идут если не соревнования, то спортивные новости. У таких заведений, как "Первый тайм" и "Пенальти" - находятся они соответственно в "Лужниках" и на "Динамо", - местоположение напрямую связано с концепцией.

    Персонал спортбара не отличается от персонала любого обыкновенного бара или кафе. Однако эксперты советуют вместо хрупких девушек-официанток подобрать крепких парней. Благо, парни вовсе не стесняются работать в этой должности. В спортбаре обычно подаются салаты, закуски, нарезки, чипсы, сухарики, но главное, конечно, пиво. Пенный напиток должен быть разных сортов. Наименования блюд также имеет смысл стилизовать под спортивную тематику.

    Во время таких соревнований, как Евро-2012, в спортбары приходит много женщин, которые обычно не слишком интересуются футболом. Но тут событие, о котором все говорят, значит, надо быть в курсе. Для женщин нужны соки, фрукты, несколько сортов кофе, легкое вино. Чтобы окупить спортбар, вам потребуется, в зависимости от бизнес-плана спортбара, от полутора до двух лет.

    Первое место в рейтинге популярности спортивных мероприятий у посетителей заведений занимает футбол, что подтвердили все владельцы баров, опрошенные корреспондентом "РБГ". На втором месте - хоккей, далее идут соревнования "Формулы-1", теннис и регби. Такие виды спорта, как бокс, горные лыжи, виндсерфинг, пока массовой популярностью не пользуются. В разных городах - своя специфика, на Урале и в Сибири, например, хоккей реально соперничает с футболом по популярности. А вот на Северном Кавказе любят смотреть соревнования по борьбе.

    Структура инвестиционных вложений в спортбар

    Поделиться