Сейчас семья получает субсидию, если объем платежей за ЖКХ превышает 22 процента ее общего дохода. В будущем на поддержку смогут рассчитывать те, у кого платежи достигли более 10 процентов. Правда, порог предлагается снизить лишь для субсидий по коммуналке (плата за электричество, газ, воду, тепло). При этом коммунальные и жилищные субсидии будут рассчитывать и выплачивать отдельно, а не вместе, как сейчас.
С такой идеей выступил глава Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергей Новиков. Предложения уже направлены в правительство, а федеральным органам исполнительной власти даны поручения по их проработке, сообщили "РГ" в ФСТ.
Этим должны заняться минрегион, минздрав, минтруда и соцзащиты, а также минэкономразвития и минфин.
В прошлом году субсидиями воспользовались 4,7 миллиона граждан, на выплаты ушло 58,2 миллиарда рублей, подсчитал замдиректора направления "Городское хозяйство" из Института экономики города Владилен Прокофьев. Выплачиваются субсидии из региональных бюджетов. Сколько именно граждан смогут воспользоваться субсидиями по новой схеме и какими будут бюджетные расходы, пока непонятно, говорит первый зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева.
Но смысл идеи заключается в том, чтобы, с одной стороны, повысить адресную социальную защиту населения, а с другой - ориентировать граждан и компании на более экономное расходование ресурсов, поясняет Елена Николаева. Для этого рассматриваются разные варианты. Если платежи за коммуналку находятся в диапазоне от 10 до 15 процентов дохода, то государство будет компенсировать семье разницу между ростом тарифов и инфляцией. Если вы платите больше 15 процентов, то сможете получить уже всю сумму сверх этой планки.
Параллельно обсуждается идея ввести так называемую социальную норму потребления услуг, говорит Елена Николаева. И тогда величина тарифа будет зависеть от того, укладываетесь вы в эти рамки или нет. Для экономных граждан тариф может быть ниже, для расточительных - выше. И первые получат субсидию в полном объеме, а вторые - нет. "Это будет стимулом, чтобы граждане регулировали потребление ресурсов, устанавливали приборы учета", - объясняет Елена Николаева. Социальная норма, считает она, должна рассчитываться, исходя из среднего показателя по расходам в регионе.
Второй момент касается разделения субсидий на жилищные (квартплата, вывоз мусора, лифт и прочее) и коммунальные. Тарифы на коммуналку - зона ответственности государства, которое их регулирует. В жилищные услуги оно не вмешивается - это зона ответственности самих жильцов, которые нанимают управляющую компанию, замечает Елена Николаева. Сейчас государство фактически выделяет субсидию и на услуги, в ценообразовании которых оно не участвует. Между тем есть случаи, когда на собрании товарищества собственников жилья с подачи состоятельных собственников вводится плата, например, за услуги консьержки, рассказывает председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. Таких услуг теоретически может быть введено сколько угодно. Иногда сумма в платежке за жилищные услуги превышает средний размер по городу в пять-шесть раз, а количество граждан, обратившихся за субсидией, увеличивается, объясняет Галина Хованская. Платежи растут и в том случае, если управляющая компания "накручивает" расценки. Предполагается, что разделение субсидий сделает предоставление жилищных услуг более прозрачным. Правда, по какому принципу будут выделяться жилищные субсидии, пока неизвестно.
"Сейчас в общем размере платежа примерно 30 процентов приходится на жилищные услуги, 70 процентов - на коммунальные, - поясняет Владилен Прокофьев. - Но доля жилищных услуг растет, постепенно она приблизится к 50 процентам". И если социальную поддержку по жилищным услугам снизить, положение граждан ухудшится, предупреждает он. Отказываться от жилищных субсидий в Госдуме не планируют, дает понять Елена Николаева. Но обсуждают разные идеи по поводу того, как навести порядок в этом деле.
"Предлагается ввести механизм регулирования в сфере управления многоквартирными домами, стандарты деятельности управляющих компаний, - рассказывает Елена Николаева. - Можно установить рекомендательные тарифы на жилищные услуги по регионам и муниципальным образованиям. И если бы они стали основными ориентирами по оценке деятельности управляющих компаний, сформировать более прозрачные правила игры на рынке". Галина Хованская предлагает также расшифровать уже заложенное в Жилищном кодексе понятие "обязательные платежи" по жилищным услугам. В него, говорит она, надо включить необходимый минимум, а региональным и муниципальным властям - определить верхнюю предельную планку по таким платежам. Вносить обязательные платежи должны будут все жильцы, а за всевозможные дополнительные услуги граждане будут платить только на добровольной основе.
Что касается коммунальных услуг, то здесь пока не совсем понятно, как именно устанавливать социальную норму потребления на газ, воду и прочее. Сейчас такого понятия в России нет. Субсидии зависят от размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения на человека и регионального стандарта стоимости коммунальных услуг. Например, в Москве социальная норма площади на человека для семьи из трех и более человек - 18 квадратных метров. Для двух - 42 квадратных метра, для одинокого - 33 квадрата. В некоторых странах под социальным нормативом понимают минимальный уровень предоставления коммунальных услуг, который должен быть обеспечен, даже если человек вообще ничего не платит, объясняет Владилен Прокофьев. Скажем, вам гарантируют, что в любом случае температура в помещении будет поддерживаться на необходимом уровне. Но как эту схему перенести на нашу страну, неясно - регулировать подачу тепла в одну отдельно взятую квартиру в большинстве домов невозможно.
Разработать свою схему социальной нормы потребления тепла и привязать к ней тариф сложно, соглашается Галина Хованская. "Тогда должны быть технические возможности для регулирования его потребления внутри квартиры, - объясняет она. - Например, находишься дома - увеличиваешь его подачу, уезжаешь в командировку или на дачу - снижаешь до минимума. Но пока такие технологии использовать в старых домах невозможно. Кроме того, введение такой нормы ударит по пенсионерам, инвалидам, семьям с маленькими детьми, которые практически все время находятся дома. Есть проблемы и с теплоснабжающими организациями, которые даже при наличии общедомового счетчика умудряются выставить счет, рассчитанный на максимальное потребление тепла. Из-за этого уже сейчас возникает много споров в судах". Наконец, в старых "дырявых" домах сберечь тепло трудно, но вины граждан в этом нет.
А вот с расходами на воду навести порядок проще. "Установленный норматив почти втрое превышает реальное потребление воды. И те, кто поставил счетчик на воду, уже оценили его преимущества", - говорит Галина Хованская. Но параллельно все равно надо разбираться с тарифами на ресурсы, как они рассчитываются сейчас, для потребителей остается загадкой. Так что пока говорить о конкретных параметрах новой системы предоставления субсидий рано. "Предложения Федеральной службы по тарифам носят предварительный характер и должны пройти серьезное обсуждение среди экспертов и органов власти, - отмечают в службе. - Кроме того, должны быть подготовлены соответствующие расчеты бюджетных последствий в случае принятия тех или иных решений".
Справка "РГ"
На получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг имеют право граждане, у которых расходы на такие услуги превышают 22 процента от среднего дохода семьи. Но в зависимости от региона этот порог может меняться в меньшую сторону, например, для жителей Москвы он составляет 10 процентов.
Субсидии выделяются пользователям жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, членам жилищно-строительных кооперативов, собственникам жилого помещения, а также членам их семей.
Для получения субсидии обычно требуют представить ксерокопии паспортов всех членов семьи, справку о составе семьи, ксерокопию документа на жилье (договор купли-продажи, наследования, свидетельство о праве собственности. Также потребуется справка о доходах членов семьи (зарплате, стипендии, о доходе, полученном от предпринимательской деятельности, пособии по безработице). В зависимости от региона список может меняться.
При этом надо иметь в виду, что субсидии предоставляются только в том случае, если у граждан нет задолженности по оплате коммунальных и жилищных услуг. Поэтому надо обязательно собирать все платежки, чтобы при возникновении недоразумений можно было доказать отсутствие задолженности.