- Установлены положительные тенденции в отношениях между торговыми сетями и их поставщиками: сроки оплаты за поставленные продовольственные товары сократились; торговые сети провели значительную работу по приведению договоров поставки в соответствие с нормами закона о торговле. По результатам мониторинга возбуждено 178 дел о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения положений статьи 13 закона о торговле. Из них 92 дела заведены по созданию дискриминационных условий, 79 - по навязыванию недопустимых условий договора, 7 - по заключению договора поставки товаров, содержащего элементы договора комиссии. По статье 14.40 КоАП возбуждено 37 дел об административных правонарушениях. По 22 делам вынесены постановления о наложении на юридических и должностных лиц штрафа на сумму 21 746 тыс. рублей. Еще 35 дел возбуждено по признакам нарушения положений статьи 15 закона о торговле в результате проверок территориальными органами ФАС России.
- Статья 9 закона о торговле и соответствующие нормы КоАП, предусматривающие административную ответственность за ее нарушение. Так, за 2011 год территориальные органы ФАС России в рамках мониторинга реализации положений закона о торговле выявили 404 нарушения норм этой статьи. При этом по 350 нарушениям дела об административных правонарушениях не возбуждались в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
- Факт заключения договора поставки, содержащего подобное условие. То есть данное правонарушение не учитывается судами как длящееся, несмотря на то что установление в договоре поставки условия, нарушающего требования статьи 9 закона о торговле, порождает угрозу его применения в течение всего срока действия договора поставки (либо данного условия договора). Следовательно, наличие в договоре поставки условия, нарушающего требования статьи 9 закона о торговле, либо даже непосредственно применение данного условия договора поставки в отношении контрагента в соответствии с КоАП правонарушением не является.
По результатам выявленных нарушений в отношении юридических и должностных лиц возбуждено 66 дел об административных правонарушениях по статьям 14.41 и 14.42 КоАП. По результатам рассмотрения 44 дел (2/3 от количества возбужденных дел) вынесены постановления о наложении штрафа на сумму 13 630 тыс. рублей. Оплачены штрафы, наложенные на должностных лиц, в сумме 350 тыс. рублей. Все постановления антимонопольных органов о наложении штрафа на юридических лиц были обжалованы в суд.
- Сейчас определение торговой сети содержит понятие "общее управление", которое в законодательстве РФ не определено, что создает правовую неопределенность для участников торговой деятельности. Вместе с тем торговыми объектами, находящимися под общим управлением, являются торговые объекты, находящиеся у хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, а также находящиеся у иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и образующих с ним одну группу лиц. Указанное объединение обусловлено тем, что по смыслу антимонопольного законодательства группу объединяет несколько хозяйствующих субъектов, между которыми существует взаимосвязь, позволяющая рассматривать такое объединение как единый экономический субъект. Поэтому согласно части 2 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции" требования антимонопольного законодательства распространяются на группу лиц.
- Да. Предлагаемое законопроектом дополнение статьи 8 закона о торговле позволит обеспечить реализацию полномочия региональных органов исполнительной власти по формированию торгового реестра. С момента введения нормы о необходимости сбора сведений, вносимых в торговый реестр, органы власти субъектов РФ отмечают практическую нереализуемость данной нормы закона о торговле в полном объеме, поскольку предоставление сведений хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, носит добровольный характер.
- Поправки к части 12 статьи 9. Дело в том, что очевидным пробелом статьи 9 закона о торговле является отсутствие в ней нормы о распространении требований к договорам поставки продовольственных товаров, на действия (бездействие) лиц, входящих с хозяйствующим субъектом в одну группу лиц, что выводит из сферы действия закона о торговле значительную часть хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность. В этой связи статью 9 закона о торговле предлагается дополнить новой частью соответствующего содержания.
Законопроектом также уточняется редакция пункта 3 части 1 статьи 13 закона о торговле в связи с тем, что основные принципы, правовая природа и структура договорных отношений договоров поручения и агентских договоров являются идентичными договорам комиссии, а последствия использования всех трех видов указанных договоров при осуществлении оптовой торговли практически одинаковы. Изменения в части 2 и 3 статьи 16 закона о торговле уточняют, какие органы исполнительной власти осуществляют госконтроль (надзор) за соблюдением хозяйствующими субъектами - участниками торговой деятельности требований закона о торговле.
Вносимые законопроектом изменения в часть 6 статьи 20 закона о торговле связаны как раз с тем, что для формирования торгового реестра используется информация, получаемая от территориальных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по формированию официальной статистической информации. Учитывая сроки ее подготовки, необходимо установить более поздний срок представления сведений, содержащихся в торговом реестре, в минпромторг и Росстат.
Кроме того, законопроект предусматривает внесение изменений в КоАП. Поправки к статьям 14.40, 14.42 и новая статья 14.51 вносятся в связи с разработкой проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".