Подумать о ее создании предложил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая в конце прошлой недели на бизнес-форуме "Единое экономическое пространство: Новые возможности промышленного развития".
Стоит отметить, что разговоры о единой валюте идут еще с середины 1990-х годов, а начались они сразу после создания Содружества Независимых Государств (СНГ). Однако в то время экономические реалии на постсоветском пространстве были таковы, что ни к чему определенному в итоге прийти не удалось.
Другое дело - сейчас. Можно учесть опыт создания евро, которое объединило страны с совершенно разным уровнем экономики внутри Старого Света. Тем не менее без проблем все равно не обойтись, уверены эксперты.
Главная из них, которая может встать на пути новой валюты, - на эти три года накладывается либо продолжающийся кризис в еврозоне, либо начало посткризисного периода, считает старший научный сотрудник Института "Центр развития" НИУ "Высшая школа экономики" Сергей Пухов. "Именно нестабильность в еврозоне может серьезно повлиять на создание новой денежной единицы, так как будет непросто определить ее курс по отношению к основным мировым валютам", - рассказал он "РГ".
При этом рубль не обязательно будет этой единой валютой . "Не думаю, что другие страны легко согласятся с тем, чтобы главным эмитентом новых дензнаков был Центральный банк РФ. Наиболее выигрышным для всех является создание надгосударственного банка - аналога Европейского центробанка и создание отдельной денежной единицы", - отметил Пухов.
Хотя и этот вариант тоже оставляет массу вопросов. Весьма важно, причем не столько с экономической, сколько с политической точки зрения местонахождение эмиссионного центра. Серьезная тема - по какому курсу будут конвертироваться "старые" национальные валюты стран-членов Евразийского экономического союза по отношению к новым дензнакам. И все-таки Сергей Пухов считает, что превратить в наднациональную российский или белорусский рубль, или казахский тенге как минимум дешевле, так как не надо будет печатать огромное количество новых купюр.
В любом случае, медлить с единой валютой нельзя, уверен эксперт. "Если мы сделаем валюту сейчас, то потенциальным новым участникам Евразийского экономического союза в дальнейшем будет легче к нему присоединиться", - поясняет Пухов. К тому же введение единой денежной единицы - серьезное экономическое подспорье для интеграции экономик государств, входящих в союз, и в дальнейшем оно во многом определит функционирование Единого экономического пространства.
Однако стать панацеей от внутренних проблем новые дензнаки не смогут, уверен бывший председатель Национального банка Белоруссии Станислав Богданкевич. В интервью РИА "Новости" он подчеркнул, что "валюта является лишь инструментом для расчетов, сбережений, накопления, а создавать материальные ресурсы должна экономика".
Напомним, история Евразийского экономического союза (ЕЭС) началась в ноябре 2011 года с подписания президентами России, Белоруссии и Казахстана серии документов: декларации о Евразийской экономической интеграции, договора о Евразийской экономической комиссии и ее регламента.
Условиями вступления в союз является выполнение целого ряда условий. Страны должны иметь единые тарифы и технические регламенты, провести гармонизацию трудового и миграционного законодательства и создать единую банковскую систему на фоне укрепления внешних границ.