Практически уже погиб как объект культуры комплекс зданий в центре Москвы, так называемый Дом Ростовых на улице Поварской, 52. Считается, что именно эту городскую усадьбу XVIII века Лев Толстой описал в "Войне и мире". Именно здесь Наташа Ростова сбрасывала с подвод вещи своей семьи, чтобы погрузить раненых. ""Разве мы немцы какие-нибудь?!" - с гневом вопрошала она брата Петю, очевидно, имея в виду, что немец поступил бы наоборот: раненых скинул бы, а вещички свои погрузил. Не знаю, как насчет вещичек, но культуру-то свою немцы оберегают ревностно. Нам на зависть.
У нас же происходит нечто абсурдное, но при этом юридически, "по-немецки", вполне законное.
А именно: в журнал "Дружба народов", который с 2004 года ютится на чердаке одного из строений Дома Ростовых, занимая мизерную площадь чуть больше 50 кв. метров, пришло письмо от руководителя МСПС (Международного сообщества писательских союзов, ставшего правопреемником Союза писателей СССР) И. И. Переверзина, в котором говорится, что "30 июня 2012 года истекает срок действия договора аренды нежилых помещений", заключенного между МСПС и редакцией журнала. И вот "в связи с аварийным состоянием здания в целом" МСПС "не имеет возможности продлить договор аренды на новый срок". При этом руководитель писательской (!) организации ни слова не говорит о том, куда же деваться журнальным работникам после того, как они выполнят распоряжение Переверзина "освободить нежилые помещения". Где будет жить журнал во время, допустим, ремонта? И вернется ли назад?
По сути, это означает "выметайтесь вон". При этом настораживают даты, приведенные в письме. Очередной договор был заключен 30 марта с. г., а письмо с предупреждением о выселении из аварийного здания подписано... 16 апреля.
То есть руководству МСПС хватило двух недель, чтобы понять, что они сдали в аренду журналу аварийное помещение? И если "здание в целом" находится в аварийном состоянии, следует ли это понимать так, что его покинут и рестораны кавказской кухни, давно и уютно расположившиеся в корпусах усадебного комплекса с тех еще времен, когда руководителем МСПС стал писатель Тимур Пулатов? Его уход со своего поста был весьма скандальным, в частности, именно потому, что усадьба Дом Ростовых при его руководстве быстро пропиталась шашлычным ароматом. До такой степени, что аромат этот, кажется, чувствовал даже памятник Толстому, расположенный в самом центре старинной русской усадьбы.
Писатели, конечно, негодовали, но сделать ничего не могли, потому что наступили времена, когда священным стало право собственности, а не право на культуру. И все-таки в Доме Ростовых продолжали жить кроме МСПС еще и Союз российских писателей, Союз писателей Москвы и журнал "Дружба народов", который с начала 50-х годов, когда никакого МСПС не было и в помине, занимал здесь вполне приличный флигель. Сейчас в этом флигеле находится очередной ресторан, а вот журнал угрожают выгнать даже из того жалкого чердачного помещения, в которое его в 2004 году перевели, видимо, из особой милости к нему МСПС.
Все это история юридически крайне запутанная и запущенная. Но факт состоит в том, что кто бы ни приходил к руководству в МСПС, а там побывал и весьма уважаемый поэт Сергей Михалков, а теперь вот его возглавляет поэт Переверзин, но только единственному журналу писателей, находящемуся на территории усадьбы, воспетой Толстым, журналу, который самим существованием на этой территории как-то оправдывает имя ее хозяина (все-таки сообщество ПИСАТЕЛЬСКИХ союзов), становилось все труднее.
Сейчас бьют тревогу писатели и общественные деятели Москвы и Петербурга, Армении и Киргизии, Казахстана и Узбекистана. Под письмом к президенту РФ с просьбой защитить журнал поставили свои подписи несколько тысяч человек. Среди них известные лица искусства и литературы: Евгений Евтушенко, Андрей Битов, Георгий Данелия, Павел Лунгин, Елена Чуковская, Зоя Богуславская, Сергей Юрский, Юрий Рост, Александр Кушнер, Александр Архангельский, Алексей Варламов, Яков Гордин, Захар Прилепин и другие. Их единодушно возмущает то, что происходит с журналом и, в конечном итоге, со всей нашей культурой. И если это не будет услышано, то что же нам делать? Отступать дальше?
Насколько я понимаю проблему журнала, речь идет уже не о продлении унизительной аренды. Невозможно продлевать аренду с организацией якобы писателей, которые выгоняют писательский журнал на улицу. Речь идет о предоставлении журналу другого достойного помещения. Неужели это невозможно?
В "Дружбе народов" печатались крупнейшие мастера многонациональной литературы: Юрий Трифонов, Анатолий Рыбаков, Чингиз Айтматов, Василь Быков, Алесь Адамович, Отар Чиладзе, Чабуа Амирэджиби, Грант Матевосян, Абдижамил Нурпеисов, Яан Кросс, Ион Друцэ, Светлана Алексиевич и многие другие. Сегодня в нем продолжают печатать писателей из СНГ, стран Балтии и автономий РФ. Из России - молодые - Захар Прилепин, Денис Гуцко, Юлия Мамаева, Роман Сенчин, Герман Садулаев, Ильдар Абузяров, Дмитрий Новиков.
В журнале есть постоянная рубрика "Нация и мир", где выступают самые яркие публицисты, социологи, политологи: Малашенко, Цирульников, Дегоев, Маркедонов, Тишков, Каграманов... В отделе критики выходят обзорные и аналитические статьи и рецензии на изданные в СНГ книги (в том числе на национальных языках), интервью с писателями, "круглые столы" по текущей литературе и переводу. С конца 90-х годов выходят специальные номера, посвященные многонациональной Москве, литературам Армении, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Латвии, Литвы, Эстонии, Украины. Совместно с фондом "Русский мир" журнал осуществляет проект "Многоликий Кавказ". В 1998 году журналом организована первая после распада СССР представительная встреча писателей СНГ и Балтии. Состоялось несколько мастер-классов для переводчиков в Переделкине, а также в Татарстане, Башкирии, Чувашии, Дагестане, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии. Были организованы выездные конференции и "круглые столы" по вопросам литературы во Владикавказе, Чебоксарах, Железноводске, Грозном, Екатеринбурге... В 2003-2007 годах совместно с Фондом Филатова выпущена шеститомная "Антология современной литературы народов России" (проза и поэзия).
У журнала маленький коллектив - 14 человек вместе с корректорами и бухгалтером. Тираж сегодня - 2000.