Крупнейший в России центр управления воздушными полетами расположен во Внуково, недалеко от правительственного аэропорта, и предназначен для обслуживания воздушного движения в границах ответственности московской зоны. Трудящиеся здесь диспетчеры обеспечивают около 56 процентов полетов в России.
Главу правительства их работа интересовала особенно. Ему рассказали, что загрузка диспетчеров происходит по определенному графику и контролируется, а если диспетчер вдруг перестает справляться, то работу разделяют на сектора. Нынешние диспетчера испытывают куда меньше трудностей с английским языком, и сейчас им уже не помогают штатные переводчики.
Посетив центр, Дмитрий Медведев провел совещание по организации воздушного движения. По словам премьера, в последнее время государство уделяло особое внимание модернизации авиации. "На развитие инфраструктуры аэропортов в 2002 году федеральный бюджет тратил 1 миллиард рублей, что практически ничего, а в 2011 году уже 41 миллиард. Это уже гораздо лучше, но это не значит, что это оптимальная цифра", - признал глава правительства. Особенно учитывая то, что авиация - это та сфера, где, по его мнению, нельзя останавливаться на достигнутом, а надо постоянно совершенствоваться.
|
Видео: Сергей Куксин |
Несмотря на то, что центр стараются модернизировать, поставляя в него новое оборудование, в целом региональная авиация России находится в кризисе, полагает премьер. Об этом наглядно свидетельствует распределение организации воздушного движения и его централизация. "Пятьдесят шесть процентов всех полетов в России обслуживают диспетчеры Московского центра. Это, с одной стороны, создает особые условия здесь, но, с другой стороны, говорит о том, что в целом распределение организации воздушного движения стало гораздо более централизованным, чем в советские времена", - отметил Дмитрий Медведев. Так что разбираться с этой проблемой правительству придется в отдельном порядке.
А пока что налаженная во Внуково работа по управлению воздушным движением идет полным ходом. Так, в конце 2012 года будет запущен новый центр управления полетами, оборудованный по последнему слову техники. Его бы открыли и раньше, еще в декабре прошлого года, но, как сообщил директор центра Владимир Ужаков, из-за всяких технических согласований, ввод перенесли на год позже. "Понятно", - вздохнул глава правительства, сказав, что раньше ему докладывали о некоторых проблемах, связанных в том числе с поставками радиолокационного оборудования. "В любом случае все, что запланировано, должно быть сделано", - поручил Дмитрий Медведев, обратившись к главе минтранса Максиму Соколову. А ведомство, в свою очередь, должно оценить сложившуюся ситуацию и представить доклад в правительство. Особенно учитывая то, какой объем инвестиций, вложен в создание центра - 2 миллиарда 300 миллионов рублей. Руководитель Росавиации Александр Нерадько сказал премьеру, что новое здание центра будет находиться в 50 м от существующего центра. "А чего мы там совещание не проводим?" - поинтересовался Медведев. "Так ведь стройка там пока, неудобно", - напомнил Нерадько. "Ладно, в другой раз проведем", - снова вздохнул премьер.
В ходе совещания руководитель Белого дома обратил внимание на некоторые стратегические проблемы, что называется, витающие в воздухе. В частности, он считает необходимым лучше использовать воздушный транзитный потенциал России. К тому же Нерадько сообщил, что Россия обладает огромным транзитным потенциалом в области воздушного пространства, да и зарубежные пользователи с доверием относятся к организации воздушного движения. Еще в 2001 году, когда Россия открыла свое воздушное пространство для организации полетов по кросс-полярным маршрутам, в тот год было выполнено менее 300 таких рейсов, а в 2011 году этот показатель составил уже около 10 тысяч полетов. А зарубежные пилоты говорят, что качество аэронавигационного обслуживания в России находится на мировом уровне. Выслушав эту информацию, Медведев поручил откорректировать Федеральную целевую программу по организации воздушного движения. По его мнению, эту ФЦП можно было бы включить в госпрограмму. Премьер дал поручение министру транспорта и вице-премьеру, курирующему отрасль, рассмотреть этот вопрос.
Глава кабмина также считает, что нужно довести до конца работу по сокращению запретных зон для полетов гражданской авиации. Этим занимаются минтранс совместно с Росавиацией. Такие зоны образуются над объектами, в частности, министерства обороны, силовых структур, а также министерства промышленности и торговли. Александр Нерадько сообщил, что сократить зоны должны были еще к весне текущего года, но из 119 зон не удалось согласовать разрешение на полеты в 26 зонах. "Эту работу так или иначе нужно довести до логического завершения", - потребовал Дмитрий Медведев.