Проекты нормативных актов, определяющих, какой именно объем надо будет выставить на биржевые торги, появится на сайте ФАС буквально в ближайшие недели, сообщила вчера на II Всероссийском биржевом форуме "Развитие биржевой торговли в нефтегазовом комплексе" замначальника управления службы Анастасия Андросенко. Предполагается, что на бирже компании должны будут реализовывать 5-10 процентов от объема производства нефти,10-15 процентов бензинов каждого вида, 4-10 процентов дизтоплива каждого вида, 10 процентов авиационного керосина и 2-5 процентов произведенного мазута. Правда, какие санкции грозят компаниям-нарушителям таких требований и как их будут стимулировать к выходу на биржу, Андросенко не уточнила.
Пока, напомним, лишь существует обязанность госкомпаний покупать определенный объем топлива на бирже. Но компании-производители на биржу не спешат. И заставить их будет непросто. "Им нужна монопольно высокая цена, которой они и добиваются самыми различными способами", - признает один из участников форума, Алексей Бураков. Сейчас на бирже торгуются считаные проценты от произведенных объемов топлива, говорит президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. Между тем, если на бирже будет продаваться хотя бы 15 процентов нефтепродуктов, то такие торги могут стать ценовым индикатором стоимости топлива, соглашается он. И тогда у покупателей будет реальный ориентир на рынке, и, не исключено, цены даже упадут. А без биржевых торгов, уверяют эксперты, все останется по-прежнему .
Снижения цен на топливо ждет и президент Российского биржевого союза Анатолий Гавриленко. Правда, на сколько именно могут упасть цены благодаря бирже, он не уточнил. И добавил, что такой сценарий возможен только в том случае, если на площадку придут не только монополисты, но и небольшие поставщики, прогнозирует он. "Но пока у нас нет признанной государством биржевой цены на нефть и понимания профессионального сообщества в необходимости государственного регулирования цены на нефть. Никто не может сказать, нужна одна биржа или несколько, отсутствует концепция развития национального товарного рынка", - сокрушается Гавриленко.
Такую точку зрения поддержали и другие участники форума. Необходимо отказаться от практики "административной" концентрации продаж нефтепродуктов на одной или нескольких биржах, полагают они. Так, отсутствие конкуренции между биржевыми площадками приводит к замедлению или прекращению совершенствования биржевых технологий, создает риски необоснованного роста тарифов биржи и, как следствие, роста издержек участников биржевых торгов и к монополизации рынка предоставления биржевых услуг. Кроме того, участники рынка предлагают нормативно закрепить требования к биржевым торгам для признания цены, сложившейся на них, не "монопольно высокой", а рыночной, полагают другие участники форума. Еще одним барьером, говорят они, стало понятие анонимности торгов. Это не способствует открытости рынка, становится препятствием для использования биржевых цен в качестве еще одного из ценовых показателей внутреннего рынка нефтепродуктов России.