Госрегулирование цен на лекарства тормозит развитие рынка

Цены на лекарства - тема, которая одинаково сильно волнует и обычных потребителей, и участников фармацевтического рынка. Существующая система госрегулирования цен на препараты из Перечня ЖНВЛП сыграла свою роль в период экономического кризиса, но сегодня, по мнению и правительства, и профессионалов, сковывает развитие отечественного фармрынка, не отражает потребностей общества. "Российская газета" уже сообщала о том, что обсуждаются предложения о возможностях перехода на систему референтного ценообразования. Сегодня мы предоставляем слово экспертам.

Тимофей Нижегородцев, начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС:

- Мы участвовали в разработке "дорожной карты" поэтапного введения системы референтного ценообразования, которая состоит из 7 шагов. Первый - дать производителям возможность при регистрации цены учитывать издержки, в том числе и инфляцию. Отсутствие такой возможности уже привело к тому, что в некоторых субъектах Федерации больше половины препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, отсутствуют в аптеках - заставить их производить невозможно, если это невыгодно. Вторым шагом должно стать введение стандартов GMP, чтобы обеспечить сопоставимое качество и сопоставимые издержки. Затем - ввести понятие "взаимозаменяемость" лекарств, биологических и иммунобиологических препаратов, прописать процедуру ее установления, создать реестр. Далее в рамках агрегированных групп установить препараты с наименьшей ценой, их и выдавать людям бесплатно, для чего провести реформу выписки лекарств - только на бланках и по МНН.

Минэкономразвития сейчас пытается вместо этих простых мероприятий придумать сложную схему регистрации цен, выводя некую среднюю цену в рамках группы взаимозаменяемых препаратов и принуждая производителей реализовывать свои препараты по этой средней цене. В результате дорогие лекарства с рынка уйдут, а дешевые подорожают, от чего пострадают и обеспеченные граждане, и малоимущие. Наша позиция - модернизировать систему, сохраняя ее "родовые травмы", невозможно. Надо последовательно реализовывать шаги "дорожной карты", параллельно формируя систему лекарственного возмещения. И тогда пациенты смогут бесплатно получать по самой низкой цене в группе взаимозаменяемых нужное им лекарство. А если не захотят - смогут покупать любое, но уже за свой счет. Создавать систему доплаты разницы в цене, на наш взгляд, не имеет смысла - половина средств государства на лекарственное обеспечение уйдет на администрирование этой громоздкой системы. Что же касается инновационных препаратов, у которых нет замены, цена на них должна быть предметом прямых переговоров государства с компаниями- производителями - при условии локализации их производства и гарантий государства на закупки на длительный период.

Олег Фельдман, сопредседатель Российской ассоциации фармацевтического маркетинга (РАФМ):

- Какой бы вопрос текущих рыночных преобразований мы ни затрагивали, речь все равно идет о реформе системы здравоохранения. И мы сразу сталкиваемся с самым важным вопросом: то, что делается сегодня, - это процесс латания многочисленных дыр или план долгосрочной программы преобразований? К сожалению, склоняюсь к первому. В стратегии совершенствования ценообразования на лекарственные препараты, которая предлагается сегодня, есть заявка на целостный подход, но внутри отдельной проблемы, не привязанной к глобальной программе реформ. Фактически обсуждается попытка регулирования системы в сегменте, который сегодня не финансируется государством, а полностью оплачивается самими гражданами. Но при этом рассматривается некий усредненный потребитель, которого различными регуляторными действиями хотят свести к потреблению именно тех лекарственных препаратов, которые посчитает нужным иметь на рынке государство.

Референтная система ценообразования приемлема только тогда, когда есть консолидированный плательщик, так называемый "payer", будь то государство или страховая компания. Ее суть сводится к отсечению неоправданно завышенных или заниженных цен. При ссылках на подобные системы в других странах не будем забывать, что там действует система компенсации затрат на лекарства со стороны государства (или страховых компаний) - либо полностью, либо фиксированной части стоимости, а потребитель доплачивает разницу, если хочет получить конкретный препарат. Кроме того, мы обсуждаем программу преобразований в тех условиях, которые завтра явно будут изменены - все-таки в дальнейшем речь идет о неизбежной системе компенсаций. Однако введение понятия взаимозаменяемости лекарственных препаратов невозможно без введения стандартов GMP и иных принципов регистрации препаратов, выписка лекарств предполагается строго на бланках и по МНН (хотя в стране нет ни бланков, ни достаточного количества врачей для выписки рецептов) и т.д. Совершенно ясно, что без решения этих вопросов пока все это абсолютно нереализуемо, и кроме всеобщего хаоса и новой волны недоверия к регуляторам и органам власти ни к чему не приведет.

Сегодняшняя практика государственного финансирования не гарантирует эффективное и современное лекарственное обеспечение, поскольку сфокусирована на снижении расходов. С другой стороны, государство ставит своей целью создание мощной отечественной фарминдустрии. Как может произойти становление индустрии, изначально нацеленной на возможность продавать препараты по заниженным ценам? И пока открытых вопросов слишком много. В силу этого обсуждать систему ценообразования (референтного или любого другого) без согласованной и рынком, и регуляторами гармонизированной "дорожной карты" системы лекарственного обеспечения как составной части реформы здравоохранения нецелесообразно и даже опасно.

Ассоциация международных фармацевтических производителей:

- Нынешняя система регулирования ценообразования на препараты ЖНВЛП вводилась как антикризисная мера в кризисный 2009 год. Однако в долгосрочной перспективе данная система создала более глубокие проблемы и уже привела к выводу с рынка, как ряда инновационных качественных лекарственных препаратов, так и вымыванию дешевого ассортимента. В настоящее время в соответствии с поручением правительства РФ создана межведомственная рабочая группа для подготовки предложений по совершенствованию методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на препараты категории ЖНВЛП. Она в активном режиме прорабатывает различные подходы к регулированию ценообразования, включая референтное. Представляется, что предложенные подходы являются достаточно изолированными от системного регулирования и не учитывают реальную рыночную инфраструктуру, в то время как политика регулирования цен не может быть построена изолированно, а должна представлять собой элемент общей системы обращения лекарственных препаратов с учетом структуры фармацевтического рынка и развития российских регуляторных институтов сферы лекарственного обеспечения. Методология ценообразования является составной частью регулирования лекарственного обращения. Основной целью системы регулирования цен на лекарственные препараты является достижение разумных компромиссов на всех этапах их обращения. Осуществляя регулирование ценообразования, государство должно стремиться создавать стимулы. Для международных производителей - к локализации производства и сотрудничеству в области развития и трансфера фармацевтических технологий, к ранней доступности инновационных лекарственных препаратов для российских пациентов. Для российских производителей - к развитию производства как воспроизведенных, так и инновационных лекарственных препаратов; к внедрению стандартов надлежащей производственной практики (GMP) обязательных для всех производителей, к поддержанию и развитию ассортимента лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке, их физической доступности и качеству, поощрять конкуренцию между производителями, дистрибуторами и аптеками; к сохранению возможности выбора для пациентов, приобретающих препараты за собственный счет. Несмотря на конструктивный диалог между индустрией и регулятором, пока, как представляется, не удалось достичь понимания по основополагающим вопросам: коррекции существующих проблем, референтному ценообразованию и иным предлагаемым его элементам. Считаем, что последние возможно рассматривать только после повсеместного внедрения правил надлежащей производственной практики (GMP) и только в условиях системы лекарственного страхования. До этого момента необходимо скорректировать нормативно-правовую базу и устранить основные болевые для отрасли точки. А именно, предоставить возможность заявления адекватной цены на препараты ЖНВЛП, произведенные в соответствии со стандартами GMP без учета цены аналогов, произведенных в отсутствие данных стандартов, предусмотреть реальную возможность перерегистрации предельных отпускных цен производителей в связи с инфляцией и увеличением производственных расходов, как для российских, так и для иностранных производителей, пересмотреть подход в отношении референтных стран, оптимизировать процедуру внесения изменений в государственный реестр зарегистрированных цен.

Юрий Мочалин, директор по корпоративным связям и работе с госорганами, "АстраЗенека Россия":

- Мы положительно расцениваем тот факт, что государство понимает несовершенство существующей системы ценообразования и ведет работу над ее изменением. Тем не менее существует ряд факторов, которые вызывают беспокойство. Так, насколько известно, в предложениях минэкономразвития вновь подтверждается возможность ежегодного увеличения цены на уровень инфляции для отечественных фармпроизводителей, однако для зарубежных такая возможность отсутствует. Подобный подход может негативно повлиять на инвестиционную привлекательность российского фармрынка, поскольку существенно снижает прибыльность бизнеса, которая необходима для сохранения динамики инвестиций. Что, соответственно, может привести к снижению доступности инновационных препаратов для пациентов. Кроме того, создание неравных условий для российских и зарубежных фармпроизводителей противоречит принципам ВТО.