Раньше всегда было лучше?
Уж на что прекрасен был Эдуард Стрельцов, а мне, тогда мальчишке, с придыханием рассказывали "о еще более талантливом Григории Федотове". Мы заслуженно боготворим великого Яшина, а люди постарше вспоминали "тигра Хомича". Наши выиграли в 1956-м первое олимпийское "золото", а ветераны-фронтовики все никак не могли забыть команду армейских лейтенантов, пусть те и сплоховали на Олимпийских играх-52 в Хельсинки.
Но, знаете, так было и так будет всегда. Прошлое, с годами уходящее, очищается в избирательной памяти от всякого неприятного налета. Потому и кажется чище, светлее. Возможно, и сейчас так? У каждой эпохи свои ею порожденные кумиры.
И не зря ли хулим мы наших российских ребят, оступившихся на Евро? Не играет ли в нас некая зависть: такие молодые и уже такие богатые? Не слишком ли суровы к маленькому Наполеону - Адвокату, выдавшему до позора с греками длиннющую беспроигрышную серию? Играли, как умели. А мы всегда склонны до начала большого события, не только футбольного, к ударам в грудь, к некоторой переоценке собственных возможностей.
Но здесь была не только эйфория, но и вера. И вот этой-то веры нас лишили. Потому и жутко обидно.
Команда 30-летних выходила на свой последний бой, в котором пыталась доказать, что все обидные поражения позади и заключительное их сражение должно быть выиграно. В первом матче удалось.
Во втором все пошло прахом. Замученные годами и травмами, футболисты встали. И не нашлось в команде никого, кто бы взял, повел, возглавил. Капитан Аршавин еле передвигался, буквально с высунутым языком. Его хватало только на обмен улыбками и похлопываниям по плечам соперников, что само по себе неплохо, но вальяжность эта никак на игре национальной сборной не отражалась. Не было в матче с поляками ничего радостно-запомнившегося, кроме гола Дзагоева. Казалось, вот он, новый лидер. Почему-то ничью восприняли победой. Ну да ладно. Играли-то все же с хозяевами. И во всем очень негостеприимными, словно вымещающими на российских фанатах, приехавших в их страну, в том числе потратить и свои евро, веками накапливавшееся раздражение по отношению к большому соседу.
Третий матч вылился во вселенский позор. Даже неистовый Алан попал под общее настроение. Вместо рисковой игры - воздевание рук к небу, как у старших товарищей по сборной. Ребята после жестких стыков валились на траву. То ли им, беднягам, было трудно подниматься, ибо столько в этой длиннющей их футбольной жизни было уже получено, то ли хотели переиграть в актерском мастерстве греков, всю карьеру умело специализировавшихся на вымаливании штрафных. Но греки переиграли и в артистизме. Адвокат же лишь лихо, по-нашенски, свистел. Жаль. Мог бы освоить за годы работы с "Зенитом", со сборной и наш язык. Хотя к чему? Но вот футболисты. Им же жить с нами. Смотреть в лица болельщиков. Иногда создавалось впечатление, что те переживали неудачу болезненнее игроков.
Наверное, нет, даже точно, эта сборная устала. И усталость эту уже не преодолеть. Никогда. И настала пора расставания.
Заждались своего, родного
Посредственно-рядовой, хоть и старательно-мастеровитый Адвокат убежал в Амстердам прямо из Варшавы, даже не махнув нам крылом. Прямо как Александр Керенский из Питера в 1917-м, разве что в женское платье не переодевался. Неужели есть еще кто-то, уверенный, будто летучий голландец заскочит в Москву и постарается отчитаться о проделанном им сокрушительном эксперименте над нашей сборной.
Зато точка в эксперименте с привлечением в национальную команду России иностранного спеца поставлена, надеюсь, жирная. Попытка удалась лишь с Гусом, и то наполовину, потому что, когда потянуло Хиддинка в более близкое, что вполне понятно, ему по духу "Челси", он резво бросил сборную. Летал я к нему в любимый нами Лондон. Вот строки из блокнота: "Не волнуйтесь, я слежу за сборной. Каждую неделю говорю с Бородюком по телефону". Эти "мобильные" тренировки и привели к Марибору. Теперь вот Адвокат укатал нас в Варшаве.
Так, может, хватит? Попробовали, дважды обожглись. Или снова: Бог троицу любит? Нет, не любит. Давайте забудем о харизматичном Лучано Спалетти, оставив ему на радость Питеру многонациональный "Зенит". Пора брать своего. Есть и кандидаты. Пусть не полное разнообразие, зато точно определенный костяк, из которого выделяется Валерий Газзаев. Он, действующий тренер, изголодался по серьезной работе. Все мы знаем, каких качеств у него в избытке. Уж с футболистами-то он общий язык найдет. Если РФС и Валерий Георгиевич договорятся о включении в контракт короткой, но решающей фразы "Совместительство, работа тренером в клубе абсолютно исключены", горячий Газзаев сможет сделать из сборной настоящую команду. Ведь Сергей Фурсенко обещал нам всем и публично выиграть домашнее первенство мира в 2018-м. Пусть побеждает со своими, а не с безразличными высокопрофессиональными ландскнехтами.
Неужели опять будем верить?
Помечтаем? И вот она, молодая сборная, которую выводит на новенькие Лужники Газзаев. В ней нет игроков, отягощенных грузом лет и поражений. Она полна футбольными миллионерами, но только теми, кто полон мотивации.
И прекрасно, что Дзюба, Дзагоев и Кокорин отыграли несколько сезонов в Англии и Германии. Не на скамейке же они штаны протирали. Ни одного из игроков не давит тяжелый груз постоянных проигрышей. Тут не место таким, для кого один выход в финальную стадию ЧМ-2018 уже успех: все хотят драться за себя, за своих близких, а 7, нет, даже 8 человек и за страну.
Никому из них и в голову не придет бросить болельщикам принятую в сборной-2012 фразу о том, что они "никому и ничего не должны и не делают из поражения катастрофы". И никто из спортивных репортеров уже не удивляется, что эти ребята общаются с журналистами, дают интервью не только своим пресс-секретарям.
Наступила пора обновления. Как вам эта сказка? Но есть же еще люди, которые рождены, чтобы попытаться сделать ее былью. А если таких нет, то давайте будем играть в подкидного или, еще проще, в очко. Авось повезет.