Чтобы попытаться исправить ситуацию, Торгово-промышленная палата подготовила 20 налоговых тезисов, необходимых для перехода от фискальной функции к стимулам для развития бизнеса в период с 2012 по 2016 год. Ведь если в ближайшее время в налоговой политике ничего не изменится, бизнес вынужден будет уходить в серые схемы. При этом вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров заметил, что в отношении льгот по налогу на прибыль 73% предпринимателей высказали мнение о введении инвестиционной льготы.
Сегодня, как отмечают эксперты ТПП РФ, налоговая нагрузка на российскую экономику остается на уровне индустриальных стран с низкими темпами экономического роста. Крайне ограничены стимулы для внутренних инвестиций в капиталы компаний (на длительный срок, в приоритетные отрасли, в высокотехнологичный бизнес, для прямых инвестиций). В российской практике мало используется налоговый опыт развитых стран, стимулирующий инвестиции, прежде всего розничные, в приоритетные отрасли на длительный срок и на консервативной основе.
Поэтому возглавляет список налоговых тезисов предложение о введении прямой "инвестиционной льготы" - когда часть налоговой базы освобождается от налогообложения, если компания инвестирует средства в расширение или восстановление основных фондов производственного назначения.
Как рассказал "РГ" Сергей Варламов, партнер юридической компании "Налоговик", когда-то, до 1 января 2002 года, подобная льгота существовала. "В то время можно было направлять до 50% налогооблагаемой прибыли на капитальные вложения, - уточнил эксперт. - Отмена льготы была сопряжена со снижением налоговой ставки с 35 до 24%, но обновление технического парка многих предприятий было замедлено или вовсе прекращено, что никак не способствовало развитию бизнеса. Возвращение и реализация этого механизма позволит не просто оставить часть прибыли в обороте компании, но и переориентирует потоки ее расходования в сторону модернизации оборудования, машин, хозяйственных строений и прочих основных средств производственного назначения".
Эксперты ТПП РФ также считают, что в российской практике искусственно снижена налоговая привлекательность ценных бумаг и финансовых продуктов. В связи с этим необходимо шире использовать международный опыт для совершенствования действующей политики по налогообложению доходов физических лиц и прибыли организаций в части доходов от акций и облигаций.
Для налогового стимулирования инвестиционной активности и долгосрочных инвестиций в акционерные капиталы ТПП РФ предлагает ввести так называемую "дедушкину оговорку"! Согласно ей для инвестиционных проектов и режимов инвестирования сохраняются в течение сроков их реализации прежние размеры налоговой нагрузки в случае ее изменения в сторону ухудшения.
Почему бы, как принято в международной практике, не запустить механизмы поощрения иностранных инвесторов при условии прямых вложений в ценные бумаги, предоставляя им специальный режим налогообложения: снижение налоговых ставок при условии владения ценными бумагами не менее определенного срока (например, 3 года).
Кроме того, в ТПП РФ уверены, что для улучшения инвестиционного климата в стране необходимо предусмотреть для органов государственной власти субъектов РФ возможность предоставлять инвестиционный налоговый кредит в отношении налогов, уплачиваемых малыми предприятиями по земельному налогу и налогу на имущество организаций.
Законодательное введение института предварительного заключения позволит компаниям значительно увеличить горизонт планирования бизнеса и улучшить инвестиционный климат в России, отмечают в Торгово-промышленной палате.
Комментируя данные предложения ТПП РФ, эксперты отмечают, что для увеличения потока инвестиций необходима некоторая гарантия стабильности в инвестиционных налоговых правоотношениях, чему способствует "замораживание" условий налогообложения, при которых были приняты и начаты инвестиционные программы, на весь срок их реализации. "Подобное нововведение стало бы первым в своем роде, - заметил Сергей Варламов. - Безусловное и неограниченное применение такой нормы внушает сомнение, ведь инвестиционная программа может работать десятилетия".
По словам эксперта, условия налогообложения для физических лиц нерезидентов (иностранцев) в РФ не так привлекательны, как для резидентов. "Например, налогообложение дивидендов производится по разным ставкам: с россиян удерживают даже не 13% - всего 9% (в соответствии с п. 4 ст. 224 НК РФ), а иностранцы гордо платят все 15% (по п. 3 ст. 224 НК РФ). Предоставляя какие-то дополнительные льготы иностранным инвесторам, можно было бы сделать вложения в акции российских компаний более привлекательными для них, - отметил Сергей Варламов.
Как заметил эксперт, для стимулирования инвестиционного потока в капиталы АО предлагаются такие меры, как снижение налоговой нагрузки на доходы от инвестиций в корпоративные облигации и иные способы поддержки инвестиций в реальный сектор экономики (то есть в материальное производство, где и создается экономический рост). Наиболее востребованы инвестиции в машиностроении, и, по-видимому, именно в этой сфере должны быть приняты дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения от отдельных налогов в течение некоторого времени.
Что касается предоставления инвестиционного налогового кредита в отношении налога на прибыль, а также региональных и местных налогов, то эксперты отмечают, что в действующей редакции Налогового кодекса РФ данная возможность предусмотрена. "К числу региональных и местных как раз относятся налог на имущество организаций, транспортный и земельный налоги, - уточнил Сергей Варламов. - Поэтому наиболее значимо здесь предложение о расширении числа пользующихся этим финансовым инструментом за счет малых предприятий, использующих специальные налоговые режимы".