20.06.2012 23:41
Поделиться

Юристы разъяснили изменения в законе об охране здоровья граждан

Статья 74 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации ввела новые правила взаимоотношения врачебного сообщества и представителей фармацевтических компаний. Прошедший с момента вступления этой статьи в силу период продемонстрировал наличие различных ее толкований и вызвал немалое количество дискуссий. В некоторых медицинских учреждениях пошли наиболее простым путем - запретили любые контакты врачей с представителями компаний. В других выработали собственный регламент таких взаимоотношений.

Ассоциация международных фармацевтических производителей (AIPM) выступила с инициативой проведения всестороннего правового анализа положений спорной статьи и обратилась в Институт законодательства и сравнительного правоведения, который осуществляет научно-правовое обеспечение деятельности правительства Российской Федерации и других органов государственной власти. Его заключение имеет особую актуальность и принципиальное значение для здравоохранения и общества в целом.. Ведь медицинские работники постоянно нуждаются в информации о новых лекарственных средствах и методах лечения.

Одним из наиболее острых вопросов, которые вызывала статья 74, был вопрос о том, каковы установленные законом ограничения на прием представителей фармацевтических компаний, производителей или продавцов медицинских изделий в лечебно-профилактических учреждениях.

Юристы разъясняют: закон запретил медицинским работникам принимать представителей фармацевтических компаний, производителей или продавцов медицинских изделий за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий. Однако визиты, не связанные с проведением клинических испытаний, могут осуществляться в порядке, установленном администрацией медицинской организации, и касаться участия представителей компаний в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, связанных с повышением их профессионального уровня, а также мониторингом безопасности лекарств.

Много дискуссий вызывало положение статьи 74 о том, что закон запретил участие медицинских и фармацевтических работников в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств фармкомпаний и их представителей. Однако вполне допускает, если эти мероприятия не носят развлекательного характера. Закон, разъясняют правоведы, позволяет компаниям организовывать конференции, симпозиумы, "круглые столы", семинары и лекции для информирования медицинских и фармацевтических работников о лекарственных средствах, методах лечения и т.п. При этом запретов на оплату услуг, связанных с участием медицинских и фармацевтических работников в мероприятиях не развлекательного характера, не установлено. Таких запретов нет и на участие в тех мероприятиях, которые тесно связаны с обязанностями медицинских и фармацевтических работников по совершенствованию их профессиональных знаний, умений и навыков.

Закон также однозначно запретил медицинским работникам получать денежные средства от фармацевтических кампаний и их представителей. Однако и тут четко определены условия, при которых такое вознаграждение возможно. Оно допускается по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, а также в связи с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности.

Причем для признания деятельности медицинского работника научной достаточно наличия у него ученой степени, статуса соискателя ученой степени и даже факта его обучения в аспирантуре или докторантуре. ГТочно так же правоведы дали исчерпывающие толкования каждого положения статьи 74, которое вызывало вопросы и разногласия.

- Надеюсь, что данный комментарий поможет выявить смысл нормы, заложенной законодателем, и определить правильное соотношение нормативного содержания с текстуальной формой, - прокомментировала публикацию документа директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева. - Введенные статьей 74 ограничения являются вполне закономерными, - подчеркнул исполнительный директор AIPM Владимир Шипков. - Любая компания, придерживающаяся высоких этических стандартов, старалась соблюдать их и до принятия нового закона, что предусмотрено и кодексом маркетинговой практики AIPM, приверженность которому является основополагающим принципом и условием членства. Правовое заключение будет способствовать созданию более цивилизованных условий на фармацевтическом рынке России.