На водоемах Башкирии резко выросло число катеров и моторных лодок

Летом этого года на реках и других водоемах республики стало как никогда "многолюдно" - число речных транспортных средств в регионе уже достигает 20 тысяч.

Ватты и "лошади"

Эксперты связывают такое оживление с тем, что внесенные недавно в ряд региональных законодательных актов изменения предоставили послабления владельцам маломоторной речной флотилии. Однако, как ни парадоксально, у многих из них хлопот в эти дни прибавилось. Как это часто бывает, новые нормы породили новые вопросы.

Чтобы, как говорится, почувствовать разницу между старыми и новыми правилами регистрации, уточним, что раньше ей подлежали все без исключения речные моторы, а лодки классифицировались по грузоподъемности. Например, любое плавсредство, способное удержать на воде 225 килограммов, нужно было оформлять по всем правилам. Но каждый рыбак знает, что такой вес держит, по сути, даже обычная резиновая двухместная лодка, которая и сама-то весит от силы 25 килограммов.

- Одно из главных изменений связано с условиями регистрации речного судна, - разъяснил корреспонденту "РГ" положение дел старший государственный инспектор Уфимского инспекторского участка Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России по РБ Алексей Савин. - Теперь регистрация лодок остается обязательной в двух случаях: если ее масса превышает 200 килограммов или мощность установленного на ней мотора больше восьми киловатт.

Алексей Савин проиллюстрировал ситуацию на конкретном примере. Сейчас большинство рыбаков и просто любителей речного отдыха покупают лодки из ПВХ. Весит она, скажем, килограммов 40 и регистрации не подлежит. Но если вы купили к этой лодке мотор мощностью свыше 8 кВт, тогда ее регистрация вместе с двигателем уже необходима.

Сотрудники ГИМСа напоминают, что под массой маломерного речного судна понимается речное транспортное средство вместе с полным комплектом судовых устройств, включая весла и "банки" для сидения, если они есть. Масса судна указывается в паспорте, которым его снабжают на заводе-изготовителе. Исключение обычно составляют лодки типа катера "Амур", которые продаются с двигателем.

Кстати, владельцы речного транспорта, как и продавцы в магазинах, нередко характеризуют мощность движка в лошадиных силах. Например, подлежащий регистрации двигатель мощностью 8,1 кВт соответствует, как правило, 11 "лошадкам". Теперь же с терминами придется обращаться корректнее. Дело в том, что в новых документах понятие "лошадиная сила" отсутствует вообще. Единственная принятая отныне "юридическая" величина - это киловатт. Данный нюанс необходимо учесть, поскольку у разных производителей одна и та же мощность в киловаттах может иметь отнюдь не одинаковые значения в "лошадях".

С выездом на "точку"

Подлежащий регистрации мотор в Госинспекцию нужно предъявлять вместе с лодкой. Если же вы купили движок, но еще не обзавелись речной посудиной, то и с оформлением можно повременить. Стоит также упомянуть цену вопроса. Теперь на территории республики процедура регистрации для всех категорий плавсредств и моторов стоит тысячу рублей, тогда как раньше ее можно было пройти и за 500, и даже за 100 целковых. Оформить регистрацию в ГИМС необходимо строго в течение месяца после приобретения плавучего стального друга. А в случае покупки катера или двигателя с рук эти сроки уже сократятся до двух недель.

При всех последних новшествах процедура прохождения техосмотра речных судов осталась практически без изменений. Их первичная проверка осуществляется, как правило, на воде и совершается обычно при покупке судна. Талон после прохождения этой процедуры выдается сразу на три года. Однако в дальнейшем техосмотр в Госинспекции все равно придется проходить ежегодно. Приятно - что сделать это можно бесплатно.

- Для техосмотра и регистрации лодки ее можно привезти к нам в ГИМС, - уточнил Алексей Савин. - Однако мы прекрасно понимаем, что это не всегда реально. Поэтому инспектора могут выехать на водоем и провести всю необходимую документальную работу непосредственно на месте. Причем регистрация проводится как по месту жительства, так и по месту базирования плавсредства. В частности, именно так осуществляют регистрацию своих катеров и моторных лодок жители Челябинской области, которые держат их на Павловском водохранилище.

К сведению: сегодня вся территория республиканского ГИМСа разделена на шесть участков: Зауральский, Верхнебельский, Среднебельский, Нижнебельский, Центральный (вокруг Уфы) и Уфимский. Инспектора работают в Белорецке, Мелеузе, Белебее, Стерлитамаке, Нефтекамске, Агидели, Бирске, Давлеканово, Караидели, некоторых других населенных пунктах, так что решить вопрос с регистрацией без поездки в Уфу сегодня вполне реально.

Права на плаву

После смягчения норм, связанных с регистрацией судов, естественно, изменились и требования к судовым билетам. Теперь владельцам плавательных средств, не нуждающихся в регистрации, такие удостоверения не полагаются. Однако специалисты советуют всем, кто получил документы ранее, не спешить с ними расставаться. Судовой билет способен подтвердить законность приобретения катера в случае проверки, например, сотрудниками ГИБДД при перевозке судна и вполне может заменить необходимые заводские документы. Что же касается нового порядка оформления прав на вождение, то здесь, пожалуй, потребуется более подробное разъяснение.

- Раньше водительское удостоверение требовалось при управлении судами с двигателями мощностью от 3,68 кВт и выше. Теперь же данный вопрос отдельно не оговорен ни в законе, ни в разъяснениях к нему. Тем не менее мы продолжаем придерживаться прежних правил. Если на лодке имеется мотор от 3,68 кВт и выше, что соответствует пяти лошадиным силам, мы настаиваем на наличии у ее владельца удостоверения на право управления. Если вспомнить, что творится на улицах городов, например, со скутерами, решение не выпускать из-под строгого контроля ситуацию на реке и все-таки сохранить прежнюю норму кажется нам вполне логичным. Еще раз уточняю: мы не настаиваем на обязательной регистрации маломерных судов с двигателем мощностью до 8 кВт включительно, однако потребуем предъявить права на управление при наличии на них мотора мощностью от 3,68 кВт.

Логика сотрудников ГИМСа понятна: в процессе получения прав на вождение каждому придется освоить особенности управления транспортным средством на воде, выучить речные знаки и Кодекс об административных правонарушениях. Такие знания лишними никогда не будут, учитывая крутой нрав многих речных артерий и водоемов. Все это пойдет им только на пользу. 

О номерах для катеров

По признанию сотрудников республиканского ГИМСа, немало вопросов вызывает новый порядок выдачи номерных знаков на маломерные суда. Фактически он теперь касается только судов, подлежащих регистрации, а также плавсредств, которые успели пройти регистрацию по старым нормам, ведь закон обратной силы не имеет. А вот новички, не требующие регистрации, могут обходиться и без номеров. Тем более, как показывает практика, на модных нынче лодках из ПВХ они держатся с трудом: или очень быстро отклеиваются, или стираются.
Принимая решение о необходимости постановки на учет катера и мотора, не стоит забывать, что отсутствие номера у лодки и регистрации - у двигателя создадут определенные сложности в случае кражи данного транспортного средства.

На заметку

1. По новым нормам под маломерным понимается судно, длина которого не превышает 20 метров и на котором могут передвигаться не более 12 человек, включая судоводителя.

2. Под прогулочным судном понимается такое плавающее средство, где общее число человек не превышает 18-ти, в том числе 12 пассажиров. Причем такое судно не должно использоваться в коммерческих целях - в противном случае оно обязано пройти оформление в Речном регистре.

3. И, наконец, под спортивными парусными судами понимаются суда, построенные и переоборудованные для занятия спортом и использующие в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемые не в коммерческих целях.