Лучшему фермеру Урала не дали землю в аренду

Всего восемь крестьянских фермерских хозяйств в Свердловской области всерьез занимаются молочным животноводством. Хотя государственная программа развития семейных ферм стартовала почти два года назад, а в ближайшие два года на развитие "малого животноводства" предусмотрено выделить 10 миллиардов рублей в виде компенсационных выплат и грантов. Почему же, несмотря на серьезную финансовую поддержку со стороны федеральных и региональных властей, уральские фермеры не спешат заводить буренок, выяснял корреспондент "РГ".

Миновав полуразрушенную деревню Шумиху и развалины бывшей колхозной фермы, мы засомневались, не сбились ли с пути - было ощущение, что впереди никакой перспективы. Она возникла неожиданно - в образе новеньких коровников, заполненного сеновала и пасущегося неподалеку стада.

Нвер Овсепян одним из первых в Свердловской области стал участником программы "Семейная молочная ферма". Осенью 2010-го его хозяйство представители регионального минсельхоза демонстрировали журналистам как пример эффективного развития крестьянского животноводческого бизнеса. Нвер к тому времени животноводством занимался уже не первый год, но благодаря запуску программы приобрел современную доильную систему, позволяющую накапливать и охлаждать молоко. А в гараже появился небольшой молоковоз, на котором можно ежедневно доставлять свежее сырье на первоуральский молокозавод. Оборудование обошлось в 1,2 миллиона рублей, почти половину - 502 тысячи - оплатило государство. Из бюджета также частично возместили капитальные вложения в реконструкцию фермы: субсидировали проценты по целевому кредиту почти в 4 миллиона рублей.

С такой поддержкой, кажется, сам черт не страшен. Потому и планы у фермера были наполеоновские: сдавать ежемесячно не менее тысячи тонн молока, а стадо увеличить раза в два.

После первых же сюжетов о семейной ферме Овсепяна в Интернете развернулись горячие споры: сможет ли фермер продержаться хотя бы год и не прогореть? Большинство в этом сомневалось, подтверждая выводы нехитрыми расчетами: закупочные цены на молоко сегодня столь низкие, что по кредитам никогда не расплатиться. При покупных кормах себестоимость литра молока подскакивает до 14 рублей, а значит, все зарабатываемое пойдет на пропитание коров.

Однако Нвер Овсепян не только год продержался, но и намеченных целей достиг. Стадо увеличил втрое: сейчас оно насчитывает 180 голов вместо прежних 60. В месяц получает 1200 литров молока, из которых 900 сдает на молокозавод, остальное идет телятам. И закупочные цены не считает бросовыми. За каждый сданный литр он получает 15 рублей: 12 - закупочная цена молокозавода, плюс три рубля - субсидия из областной казны.

По итогам прошлого года Овсепян признан одним из лучших фермеров в регионе. Но Нвер явно не испытывает головокружения от успехов, с грустью рассматривая раскинутую на рабочем столе карту Первоуральского округа.

- Это ж стыдно сказать: в России земли не находится для крестьянина! А без нее ты хоть как выкручивайся, хоть какую технику закупай, все равно дело не поднимешь, - с горечью замечает фермер. - Заброшенных полей вокруг множество. Они зарастают мелким лесом, а работать на них не дают. Я даже хотел президенту об этом написать.

История большой армянской семьи, занимающейся разведением буренок на Урале, не слишком типична. В здешние края Нвер Овсепян перебрался с Кавказа после землетрясения в Спитаке. Поначалу хотел обустроиться в большом городе, зарабатывал шитьем обуви, мелким торговым бизнесом. Потом понял: свое серьезное дело надо строить на земле.

За 14 тысяч рублей выкупил у совхоза полуразрушенное здание фермы близ деревни Шумихи. Начал там выращивать свиней, но первая же проверка выявила, что здание продано незаконно. Пришлось снова оформлять документы и вновь платить за недвижимость. Местный совхоз к тому времени доживал последние дни, и, чтобы рассчитаться с рабочими, руководство приказало пустить на мясо всех коров.

- Это было страшно: кровь, животные кричат... Я прошу: подождите, не режьте, я всех куплю. И поехал в город - срочно деньги занимать. Когда вернулся, осталась малая часть стада. Выкупил и привел к себе, - вспоминает начало своей животноводческой карьеры Овсепян.

Затею Нвера поддержала вся семья: жена, сестра, двоюродные братья. Бизнес-плана у спасителя буренок поначалу не было. Зато сейчас все в наличии: без четко прописанной стратегии развития бизнеса ни кредит получить, ни в госпрограмму вступить.

Главное направление - создание собственной кормовой базы. До сих пор не то что сено - даже солома дорого обходилась фермеру. После засушливого лета 2010-го все осознали, что трава - тоже валюта. Цена тонны сена поднялась до 6 тысяч рублей. Чтобы обеспечить на зиму одну корову, необходимо более пяти тонн. Плюс доставка за свой счет.

В прошлом году Овсепян договорился с местным совхозом и косил на его полях. Условия партнерства жесткие: 60 процентов сена оставлял себе, 40 отдавал хозяевам территории. А вскоре узнал, что официально это поле за совхозом не закреплено. Попросил землю в аренду - отказали.

По расчетам Овсепяна, для нормального развития фермы ему необходимо 600 гектаров. На покупку не рассчитывает: такого дохода буренки не дают. Оптимальный вариант - долгосрочная аренда. Он и пустующие поля поблизости присмотрел. Но пока местные власти согласились выделить фермеру… чуть больше одного гектара. Жители Шумихи оказались более дальновидными: прекрасно понимая, что без единственного работодателя деревне не жить, они передали крестьянскому хозяйству свои земельные паи за скромную арендную плату - двух барашков в год.

Нельзя сказать, что администрация городского округа Первоуральск игнорирует проблемы фермера. В ответ на просьбу выделить определенное поле ему прислали отказ, но предложили на выбор 16 участков. Овсепян же утверждает, что ни один из этих наделов ему не подходит. Отвели неудобья, к которым по бездорожью не добраться - обрабатывать их себе дороже, другие же находятся за десятки километров - чуть ли не в соседнем районе. А то, что пустует поблизости, фермеру не дают. Причину нам узнать не удалось, но у местных жителей есть версия, что эти удобные для подъезда участки берегут под коттеджную застройку. Места здесь красивейшие, река Чусовая рядом.

Так что новый заготовительный кормовой сезон глава КФХ опять начинает, надеясь лишь на удачу. Подскочит стоимость травяной валюты - прощай семейная ферма.

Комментарий

Дмитрий Лаптев, начальник отдела развития фермерских хозяйств министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области:

- Создание собственной кормовой базы - действительно важное условие работы семейной животноводческой фермы. Но я бы не сказал, что проблема выделения земель повсеместна. В большинстве случаев, если земля принадлежит области или муниципалитету, проблем с выделением крестьянским хозяйствам земельных участков нет. Сложнее, если неиспользуемая земля находится в общедолевой собственности или принадлежит пайщикам на праве собственности. Часто они называют заоблачные цены за аренду.

На мой взгляд, главные проблемы, с которыми сталкиваются фермеры - отсутствие достаточных собственных финансовых средств и залоговой базы для получения кредита. Чтобы ускорить процесс оформления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами земельных участков в собственность, начиная с 2012 года государство компенсирует затраты на межевание земель в размере 1000 рублей за один гектар, но не выше фактических затрат. Это позволит фермерам оформить в собственность обрабатываемую землю и использовать ее в качестве залога по кредитам.

Между тем

До 2012 года государственная поддержка развития семейных животноводческих ферм носила компенсационный характер. Крестьянин должен был сначала построить ферму, приобрести оборудование, скот, и только потом государство возмещало ему часть понесенных затрат. Теперь принята новая федеральная программа, которая предусматривает предоставление грантов на создание семейных ферм с нуля на условиях софинансирования из федерального и регионального бюджетов. Крестьянское (фермерское) хозяйство может получить в виде гранта не более 21,6 миллиона рублей (либо компенсацию не более 60 процентов всех произведенных затрат).

Грант можно использовать:

- на разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации животноводческих ферм;

- на строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;

- на комплектацию оборудованием и техникой, а также их монтаж;

- на покупку сельскохозяйственных животных.