Андрей, кого вы изображаете на сцене?
Андрей Половченя: Эта одежда отражает наш подход к музыке. Мы хотим копнуть глубоко в древность, ощутить движения нашей древней земли, а шкуры и кожаная обувь - это то, в чем наши предки ходили по ней. Да и, скажу вам, во всем этом мне очень удобно.
А что вы имели в виду, когда придумывали имя для группы?
Андрей Половченя: Изначально мы назывались "Округ свободного искусства", потом был альбом, сокращенно называвшийся "Оси мира", в два слова, а потом я сделал из этого одно слово и альбом превратился в проект. OSIMIRA - это те стержни культуры, на которых все нанизано. Одно из австралийских племен, приходя на новое место, посреди деревни ставит огромный столб, который становится осью их мира, их вселенной. Для нас эти столбы находятся в разных местах. Мы, конечно, отталкиваемся от своего кривичского, белорусского столба, но в принципе этот столб можем поставить где угодно, в любом месте планеты.
Вы в свое время работали во власти в родном Могилеве, на местном телевидении. И ушли ради того, чтобы воплощать эти идеи?
Андрей Половченя: Я всегда делал то, что мне нравится, и ушел со штатной работы потому, что у меня не было времени ее делать полноценно, как я люблю. Работа во власти, в СМИ развивает очень хорошо, как и всякая творческая работа, а свои идеи можно реализовывать в разных областях. Я задумывал проект, который будет популяризировать белорусскую культуру на Западе, и думал, что он просуществует около года, но мы с OSIMIRA вдруг сразу поехали в Европу, победили в 2002-м на фестивале "Этносфера" в Польше. Потом сделали первый альбом и начали ездить в туры. Сначала это было экономически трудно, но потом все оправдалось, потому что если что-то делаешь по-настоящему хорошо, это всегда находит и финансовый отклик.
А что это за 11-часовой концерт, который вы дали в 2003 году на "Славянском базаре"?
Андрей Половченя: Да, в Витебске мы играли 11 часов с перерывами. Чтобы быть людьми, не отрываться от места, откуда ты вышел, надо играть на улицах. Мы вышли к ратуше, поставили инструменты и заиграли - к нам подходили люди, мы с ними общались, получился отличный интерактивный концерт. На площади была масса народу, нам пришлось раскладывать четыре коробки, люди могли пробиться, положить туда деньги. Было очень весело, мы много импровизировали - отличная репетиция получилась.
В "Прошча", первом альбоме группы, слышны не только белорусские мотивы, но и что-то гуцульское и даже кавказское...
Андрей Половченя: Нет, это все белорусское, а барабанная дробь в песне Durnitsy - просто нужный в этот момент ритм. Случается, что мы добавляем в музыку что-то от себя, какие-то аранжировки, но при этом никогда не пишем тексты. То, что народ написал, не надо изменять, это как молитва, мантра, одно слово выбросить - и совершенно другое влияние оказывает песня.
В следующем альбоме, Druva, ваше стремление к полной аутентичности слышно еще отчетливее.
Андрей Половченя: Druva - это проект мой и нашего духовика Кастуся Канцавы. Такие песни требуют уже слушания, а не танцев, это наши ощущения, вторая часть, как инь-янь, вторая сторона проекта OSIMIRA. В альбоме звучат чарот, дуды, скудучаи и другие инструменты - более тихие, аутентичные, чем, например, гитара, которая тоже есть в группе. Понимаете, белорусы - они же кривичи - уже 11 тысяч лет живут на одном месте, мы не кочевой народ, а кривичский фольклор - это ритуализация пространства, ощущение его даже не через музыку, а через жизнь в принципе, через тишину, через скрип дерева. Это минималистическая музыка, глубокая, не яркая, не пестрая, матовая, в Druva мы старались избежать аффектации, "матрешности", лубка.
Как Вам кажется, почему белорусская популярная музыка так сильна именно группами с этнической мелодикой?
Андрей Половченя: Понимаете, несмотря на разрушительные войны, прокатившиеся по Беларуси, наша культура сохранила свою основу, ведь Беларусь - последняя страна в Европе, которая приняла христианство, это было уже в XV веке. Исконные языческие корни у нас до сих пор очень крепки. Культура, песни, традиции, рушники, древние заговоры - все это живет внутри, и на генетическом уровне в народе по-прежнему очень сильно. У меня вот жена, например, когда печет блины, первый блин обязательно положит на окно и откроет створку - он для предков...