Мария Ситникова: Радует, что у выпускников сложилось свое мнение о ВОВ

Не секрет, что сейчас много желающих переписать историю тех лет. Поэтому подрастающему поколению трудно разобраться, кто же был прав тогда, а кто виноват.

Недавно в Российском институте стратегических исследований поднимался вопрос: как освещать войну и рассказывать о ней детям, нужно ли это делать вообще?

В рамках работы конференции "Общие проблемы воспитания молодежи на примерах Великой Отечественной и Второй мировой войн" с докладами выступили известные ученые. Были подняты острые проблемы исторического образования и патриотического воспитания современной молодежи. По мнению ученых, самая актуальная задача в настоящее время - разработка идеологически выверенной концепции Великой Отечественной войны. Выступавшие призвали тщательно проверять исторические факты. Все участники конференции сошлись во мнении, что единая концепция Великой Отечественной войны должна основываться на сотрудничестве науки и педагогики.

Но доклады ученых - это одно, и совсем другое, когда школьный преподаватель на практике сталкивается с вопросами учеников о Великой Отечественный войне.

Обсудить эту проблему "РГ" пригласила преподавателя учебного комплекса авторского физико-математического лицея N 61 Марию Ситникову.

Российская газета: Мария Федоровна, вы - педагог со стажем, преподавали историю в советские время, когда тема Великой Отечественной войны трактовалась несколько иначе, чем теперь. Вас не смущает, что некоторые факты сейчас излагаются по-другому?

Мария Cитникова: Считаю, что интерес к теме войны проявлялся и тогда, и сейчас, но нынешнее поколение имеет больше доступа к информации, ему легче найти ответы на вопросы. А вот правдивы ли они? Но радует то, что к окончанию школы у выпускников уже сложилось свое мнение о той войне. Каждый пытается аргументировать свою точку зрения. Я стала практиковать на уроках нечто вроде дискуссий. Ребята спорят, приводят свои доказательства. Одним словом, учатся мыслить. Это уже хорошо.

РГ: И все же, как рассказывать молодежи, например, про Сталина, о пакте Молотова - Риббентропа, армии Власова, тех же лесных братьях, что орудовали в Прибалтике, последователях Степана Бандеры в Украине? Тогда они были бандитами, сейчас - герои, боровшиеся за независимость своей родины. Как вы выходите из положения, если такой вопрос возникает на уроке?

Ситникова: Злодеи они или гении? Родителям в свое время преподавали одно, а детям - другое... Конечно, тут трудно разобраться. Сейчас опубликованы многие документы, и это в какой-то степени облегчает работу. Очень помогают ветераны. Мы их часто приглашаем к нам. Они рассказывают, как обстояло дело на фронте, о концентрационных лагерях, партизанском движении. Очевидцам событий верят больше, чем бумаге. Я тоже приношу на уроки письма своего отца с воспоминаниями о войне.

Мой отец был простым солдатом, начинал войну с финской, был ранен. Немного подлечился - и сразу на фронт, защищать Москву. Ему повезло, он остался жив и дошел до Берлина. У него есть награды, которые я храню как зеницу ока, его медали за взятие "Берлина", почетные грамоты с изображением Сталина. Очень горжусь им и тем, что могу своим ученикам рассказывать о нем и все, что знаю о войне. А выводы пусть ребята делают сами. Главное, чтобы этот ужас не повторился.

РГ: В память о своем отце вы организовали нечто вроде поискового отряда...

Ситникова: Мы искали людей, служивших в 40-й стрелковой бригаде и 316-й стрелковой дивизии, которые во время войны формировались в зданиях 24-й и 6-й школ города Фрунзе. Находили однополчан. Теперь это делать сложнее, у ребят большая нагрузка.