Михаил Васильевич, вы всегда отмечали привлечение инвестиций, как одну из главных задач для правительства республики. Довольны ли вы качеством капитала, который приходит в республику?
Михаил Игнатьев: По итогам 2011 года в основной капитал республики за счет всех источников финансирования вложено 55,5 миллиарда рублей инвестиций, рост составил 15,3 процента к уровню 2010 года. Одно из крупных производств, запущенных в прошлом году, - завод по производству акриловых и гидромассажных ванн в Новочебоксарске (испанская компания Roca Group).
В этом году состоится запуск крупнейшего в Европе предприятия по производству модулей к солнечным батареям. Стоимость этого проекта оценивается более чем в 20 миллиардов рублей. Но мы надеемся, что это только начало.
То, что таких проектов становится все больше, не может не радовать. Считаю, что работа по привлечению инвестиций ведется достаточно успешно. Это подтверждают экспертные оценки. Так, в 2011 году рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтвердило инвестиционную привлекательность Чувашской Республики на уровне 3В1. Среди регионов России Чувашская Республика входит в число регионов с умеренным риском. По сравнению с предыдущими годами республика поднялась на более высокую ступень рейтинга почти по всем показателям. Отмечу особо, что в республике существенно уменьшились управленческие риски. По этим показателям Чувашия поднялась с 29-го на 18-е место. В июне прошлого года постановлением кабинета министров было утверждена Республиканская целевая программа привлечения инвестиций в экономику региона на 2011-2015 годы и на период до 2020 года. Ее реализация позволит создать еще более благоприятные условия для инвесторов.
Какое место отводится социальным проблемам? Что предпринимает правительство Чувашии, чтобы помочь жителям республики в решении квартирного вопроса?
Михаил Игнатьев: Работа в этой области ведется по нескольким направлениям. Во-первых, государство за свой счет обеспечивает участки комплексной застройки инженерной инфраструктурой, что должно снизить издержки застройщика и, соответственно, повлиять на стоимость квадратного метра жилья.
Второе направление - это государственные программы поддержки нуждающихся граждан в приобретении жилых помещений. Так, в 2012 году на реализацию Федеральной программы "Обеспечение жильем молодых семей" предусмотрено 168 миллионов рублей, в том числе 57,4 миллиона рублей - из федерального бюджета. Ожидается, что благодаря программе в этом году улучшат жилищные условия около 360 молодых семей.
В рамках республиканской программы "Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы" молодым семьям предоставляется безвозмездная социальная выплата в размере 15 процентов расчетной (средней) стоимости жилого помещения, а также возмещается часть затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам. В этом году 2595 семьям будут возмещены проценты по кредитам, привлеченным на покупку или строительство жилья. На эти цели из бюджета республики выделено 67 миллионов рублей.
Еще 1200 молодым семьям мы возместим часть затрат на уплату процентов за пользование ипотечными кредитами (займами) в размере 4 процентов годовых в течение до 10 лет с даты заключения кредитного договора.
На улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности предусмотрено направить 109,29 миллиона рублей.
Третье направление - предоставление жилья в коммерческий наём без права приватизации из Государственного жилищного фонда Чувашской Республики. Цена аренды такой квартиры немного выше, чем по социальному найму, но гораздо ниже коммерческого жилья. С декабря 2008-го по октябрь 2011 года в рамках этого проекта введено в эксплуатацию 14 домов на 1374 квартиры. Сегодня ведется строительство двух домов на 456 квартир.
Жилье Госжилфонда пользуется большим спросом, но программа требует серьезных капиталовложений. Сейчас правительство республики рассматривает возможность выкупа квартир нанимателями. Если этот вопрос решится положительно, вырученные средства будут направляться на строительство новых объектов.
Второй год в республике продолжается реализация программы модернизации здравоохранения. Насколько оправданным было ее принятие?
Михаил Игнатьев: На эту программу было выделено четыре с половиной миллиарда рублей. Средства немалые, но уже сегодня мы можем говорить о том, что потрачены они были не зря. Мы вкладываем в ремонт первичных учреждений здравоохранения - больниц, фельдшерских пунктов и так далее. Причем зачастую это заведения, которые не видели изменений на протяжении десятилетий.
Речь здесь идет не только о ремонте зданий, но и о новом современном оборудовании, причем таком, аналогов которому сегодня нет в нашей стране. Из 19 основных медико-социальных показателей, которые оцениваются как на региональном, так и на федеральном уровне, по 13 у нас показатели выше, чем в среднем по стране.
При этом одной из главных задач ставилось достижение положительных показателей в вопросе прироста населения, и здесь нам есть чем похвастаться. Например, уровень младенческой смертности в республике снизился на 32,5 процента по сравнению с предыдущим годом и сопоставим с показателями развитых европейских стран - 3,5 случая на 1000 детей. По этому показателю Чувашия является наиболее благополучной среди регионов Российской Федерации. В целях создания дополнительных условий для развития и укрепления семьи, стимулирования рождаемости в Чувашии мы ввели дополнительную меру поддержки семей. Размер республиканского материнского капитала, право на получение которого возникает при рождении третьего ребенка и последующих детей, составляет 100 тысяч рублей. До конца 2012 года такую поддержку получат более 2,2 тысячи семей.
Недавно в Чувашии прошли общественные слушания, где обсуждалась возможность поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до плановой отметки в 68 метров. Какова позиция республики по этому вопросу?
Михаил Игнатьев: Тема поднятия уровня воды в Чебоксарском водохранилище очень важна. Ее необходимо решать не на региональном, а на федеральном уровне. По результатам слушаний, проведенных в Чувашии, мы еще раз убедились в том, что необходимость доведения уровня воды до изначально проектируемой отметки очевидна. Она обосновывается сразу несколькими причинами. Во-первых, экологической. Обмеление Волги, которое с каждым годом становится все заметнее, уже в скором времени может привести к серьезным проблемам. Мелководье в зоне влияние Чебоксарского водохранилища составляет уже одну треть от всей территории, помимо заболачивания местности и нарушения сложившейся здесь среды обитания, что сказывается и на возможности обеспечения населения качественной питьевой водой. Второй аспект - экономический. Из-за того, что Чебоксарская ГЭС сегодня работает не на проектной отметке, мы ежегодно недополучаем почти 1,5 миллиарда кВт/ч электроэнергии. Кроме того, обмеление реки сказывается и на движении грузовых судов, которое сегодня сильно ограничено. Поднятие уровня воды в Чебоксарском водохранилище позволило бы частично решить и эту проблему. Также не стоит забывать и о дополнительных налоговых отчислениях, новых рабочих местах. Мы прежде всего ориентируемся на интересы жителей региона и планируем в дальнейшем добиваться решения этого вопроса.