Вопрос об экстрадиции возникает в двух случаях. Когда человек за границей обвиняется в каком-то преступлении, но в данный момент находится в России. Чужой гражданин совершил какое-то преступление у нас, был осужден, но хочет сидеть на своей родине. Во всех случаях речь идет об иностранцах. По Конституции своих граждан Россия никому не выдает.
Наши суды в последние годы стали все чаще рассматривать запросы об экстрадиции. Если в 2007 году было в судах рассмотрено 246 дел об экстрадиции, то в прошлом году их было уже 518.В Верховном суде считают, что эта тенденция не изменится. В мире глобализации, массовой миграции и роста межнациональной преступности запросов об экстрадиции уж точно меньше не станет. Главный вывод документа - никого не экстрадировать, если есть подозрение, что к человеку будут применены пытки. Верховным судом России подготовлен список докладов международных организаций за 6 лет, где перечисляются неблагополучные с точки зрения пыток страны.
Публикуемое постановление Пленума должно обеспечить единство судебной практики и устранить появившиеся проблемы. На какие принципиальные моменты надо обратить внимание в документе? Главное, человеку не должна грозить смертная казнь. У нас людей не расстреливают и на расправу в другие страны тоже не выдают. Еще важно - преступления, в которых обвиняют человека, должны считаться преступлениями и у нас. Судья-докладчик привел в пример Канаду, где существует, скажем, статья за двоеженство. Наш Уголовный кодекс за это не наказывает. То есть мы такого канадца не выдадим.
Другой важный момент. Если решается вопрос о передаче осужденного у нас иностранца, то, прежде чем возвращать его на родину, надо получить гарантии, что он погасит свои долги по гражданским искам перед россиянами.