Александр Шубин, историк:
"РГ" на 12 полосе пишет о 34-м Международном московском кинофестивале. Хочу сказать, что, к сожалению, наше современное кино находится в глубоком упадке. Игра актеров становится похожей на игру звезд немого кино, сценарии в основном абсолютно бездумные, без знания жизни. Причина всего этого в кризисе нашего общества в целом, которое на глазах скатывается в третий мир. Естественно, что и кино следует ниже Болливуда. В связи с распространением в элите совершенно феодальных отношений, когда способности уже не играют роль, а приоритет ставится на личностные родственные связи, когда выделяемые средства распиливаются в разных направлениях, естественно, что таланты совершенно оттеснены в художественной сфере. Я считаю, что киноискусство потеряно так же, как скоро мы потеряем космос. Там у нас хоть какие-то корабли долетают, а кино упало, как "Фобос-Грунт", на дно океана. Для того чтобы его восстановить, наверное, нужно тотально призывать каких-то новых людей творить в новых условиях.
Что касается моих вкусов, я смотрю две категории фильмов: советские и западные. Советское кино - это "золотой" век нашего кинематографа. К примеру, великолепные картины 60-70-х годов, глубокие, неоднозначные, несмотря на цензуру. Советские фильмы брали свое за счет актерской игры, за счет того, что полутонами описывали, чего нельзя сказать в лоб.
У меня есть триада самых любимых. Это "17 мгновений весны" - срез нашего менталитета, нашего понимания власти на примере, конечно, Германии, но намеки очевидны. "Место встречи изменить нельзя". Если говорить об интеллигенции, это "Весна 41 года", когда люди рассуждают о высоких целях, личных философских проблемах. В то же время там очень интересно показана реальная жизнь. Еще недавно я пересмотрел идеологические фильмы о Ленине. Ничего лучше о Брестском мире не снято вообще. Здесь и документалистика, и образы оппонентов Ленина. Выдвинуты такие хорошие актеры, что понятна вся глубина этой борьбы.
Также мы с семьей каждый год пересматриваем старые фильмы Эльдара Рязанова. Это абсолютная гениальность: и "Служебный роман", и "С легким паром!" Никакой политики, только прекрасные человеческие отношения.
Но я слежу и за западным кинематографом, где технологический прорыв налицо. Правда, в их сценариях пока что есть некая одномерность. Шутят, что это из-за того, что главный потребитель - подростки. Поэтому, может быть, специально занижается уровень содержания, но зато блестяще представлен мир иллюзий. Даже если взять какой-нибудь детский фильм, вроде "Трансформера", удивляешься, как люди трудятся над техникой. Нашему кино за этим не угнаться. Подбирают то, что можно сделать быстро и дешево, выдать, а потом продать задорого. Запад в этом отношении, видимо, более корректен.