Видимо, этот документ в первую очередь ставит перед государством и обществом задачи социального плана?
Людмила Швецова: Я вижу в нем многогранный подход и поставленные цели. Безусловно, забота о детях - существенная часть социальной политики любого социально ориентированного государства. Но это еще и задача экономическая, ведь чем выше будут инвестиции в подрастающее поколение, тем интеллектуальнее, мобильнее будут новые кадры, которым предстоит создавать сильную Россию. И совершенно очевидно, что вперед поведут нас дети, наши дети: умные, образованные, порядочные, профессионалы и патриоты, способные в будущем составить конкуренцию своим западным коллегам. А будущее не так безоблачно. Если мы, к примеру, остановимся в решении проблемы с демографией, то совсем скоро встанет вопрос нашего присутствия в мировом пространстве. И это уже не только экономика, но и геополитика.
Если помните, в своей предвыборной статье "Строительство справедливости" Путин заявил, что если нам удастся реализовать стратегию народосбережения, то к 2050 году население страны увеличится до 154 миллионов человек. В противном, инерционном, варианте страна к этому же времени уменьшится до 107 миллионов. И если мы допустим прогнозируемое демографами уменьшение населения почти на 50 миллионов, встанет вопрос самого существования нашего государства.
Но сегодняшняя демографическая ситуация, судя по отчетам, улучшается...
Людмила Швецова: Да, по оценке Федеральной службы госстатистики, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 мая 2012 года составила 143,1 млн человек, увеличившись с начала года на 41,7 тысячи. И для этого роста, для сбережения народа в последние годы сделано действительно немало, в том числе и в сфере детства. Успешно работают программы "Дети России", поддержки семей с детьми в виде "материнского капитала", "Одаренные дети" и другие. Например, в улучшении демографической ситуации заметную роль играет заработавший в 2007 году "материнский капитал". По данным того же Росстата, подавляющее большинство женщин, родивших в 2007-2009 годах первого ребенка, отметили, что на их решение завести малыша введение дополнительных мер помощи семьям не повлияло. Зато четверть опрошенных женщин, родивших в тот же период второго ребенка, отметили, что на это их тем или иным образом подвигло начало реализации этих мер. Среди тех, у кого второй ребенок родился в 2008 году, таких было 40,6 процента. Каждая десятая (9,7 процента) опрошенная женщина, родившая второго ребенка в 2007-м и в 2009 году (в 2008-м таких было еще больше - 15,6 процента), отметила, что дополнительные меры государственной помощи семьям с детьми помогли решиться на рождение желанного ребенка, которого раньше они просто не могли себе позволить.
Приведенные вами цифры, вроде бы убеждают: имеющиеся программы работают. Но, как справедливо отмечает председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, "проблемы положения детей нарастают быстрее, чем мы их решаем". Вы с этим согласны?
Людмила Швецова: Эти слова Валентины Ивановны, которая, по сути, взяла на себя заглавную роль в подготовке и продвижении национального плана действий в интересах детства, можно назвать ключевыми. Сегодня нужны не меры типа "углубить", "расширить", а мощный рывок всех институтов общества в интересах детей. Ведь принятая стратегия - это не документ для министерств и ведомств, и даже не просто государственная программа, утвержденная на федеральном и региональном уровнях. Это - обращение ко всему обществу: к семьям, к педагогам, врачам, бизнесменам, к деятелям культуры и спорта, - к их ответственности. Национальный план действий в интересах детей исключает главное - бездействие.
На каких участках жизни детей подстерегают опасности?
Людмила Швецова: К сожалению, таких участков пока много. Нас радует рост рождаемости, но в то же время ежегодно около ста тысяч детей становятся сиротами, как правило, при живых родителях. В России неуклонно снижается младенческая смертность, однако еще очень много детей не получают вовремя квалифицированную медицинскую помощь. Есть проблема с детской бедностью. "Ребенок-бедняк" звучит горько, нелепо, но детская бедность превышает общую в 1,6 раза и составляет 19,6 процента. Особенно уязвимы дети от 1,5 до 3 лет, именно в тот период, когда по существующему законодательству мать получает лишь 50 рублей в месяц. Немудрено, что, согласно опросам, только 3,9 процента женщин готовы рассматривать ежемесячное пособие на ребенка в его нынешнем размере как нечто важное в решении вопросов демографической политики.
У нас недостаточно - всего около 3,5 процента ВВП - тратится на образование. Чтобы эта цифра была понятнее, дадим ее в сравнении. В странах Европы в среднем расходуют 7-8 процентов своего ВВП. В Чехии - 8,2 процента. Финляндия выделяет на образование 16,4 процента своего ВВП. Япония - 14 процентов. Но больше всех денег на образование тратит Южная Корея, там оно "стоит" 23 процента ВВП страны.
По официальным данным ЮНЕСКО, 1 миллион 300 тысяч человек школьного возраста в России не посещают школы - бродяжничают, попрошайничают, ведут асоциальный образ жизни. И таких узких мест в нашей сфере детства немало.
Видимо, по ним и выстраивались приоритеты при разработке Национальной стратегии? По каким главным направлениям предполагается защищать интересы детей?
Людмила Швецова: Обозначены шесть направлений, по которым предстоит работать. Первое - семейная политика детствосбережения. Второе - доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей. Третье - здравоохранение, дружественное детям, и здоровый образ жизни. Четвертое - равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства. Пятое - создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия. Шестое - участие детей в реализации Национальной стратегии.
Программа требует еще широкого обсуждения, дальнейшей проработки и конкретного наполнения. Но уже сейчас очевидно, что концепция профессионально проработана, это коллективный труд неравнодушных людей, которых собрали и объединили наши коллеги из Совета Федерации. Особая роль в этом принадлежит Зинаиде Драгункиной, председателю Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, вставшей во главе координации в создании стратегии, что называется, и по долгу, и по велению сердца.
Людмила Ивановна, все направления стратегии понятны, кроме, может быть, шестого: как вам самой видится участие детей в решении обозначенных в ней серьезных, "взрослых", задач?
Людмила Швецова: Суть задуманного в том, что самим детям доверяется участвовать в принятии решений, затрагивающих их интересы в семье, школе, обществе и государстве. Такое для подавляющего числа взрослых нашей страны может показаться неожиданным, нереальным. Непонятным. И надо честно признать, сегодня многие не готовы это принять. Первый и, пожалуй, наиболее сложный барьер - психологический. Здесь все против освоения новой задачи: и российская ментальность, и непросвещенность старшего поколения, и недоверие к детям, и отсутствие личного опыта в своем детстве.
Любая стратегия - это путь развития и, чтобы его пройти, нужна еще и тактика - способы и формы действия, четкое понимание того, что и как нужно делать. И, наверное, чтобы Национальная стратегия заработала, нужно создать эффективный механизм реализации ее положений. Каким он вам видится?
Людмила Швецова: Нужен координационный совет при президенте. И будет лучше, если он будет носить общественно-государственный характер, состоять из двух палат: межведомственной, куда войдут представители министерств и ведомств, и общественной, представляющей общественные организации.
Не исключаю и создание детского органа. Основа для такого имеется, это дети - победители конкурсов социальных проектов, ребята из школ, где действует ученическое самоуправление, члены детских парламентов.
Я также поддерживаю создание в системе исполнительной власти самостоятельного органа по проблемам семьи и детей, который должен положить конец межведомственной разобщенности и обеспечить четкую скоординированность работы на правительственном уровне. Понимаю, вопрос создания новых структур власти непопулярный. Но опыт многих стран мира и, кстати, российских регионов, которые имеют подобные подразделения, подтверждают их полезность и необходимость. Думаю, с учетом вызовов, которые предъявляет нам демографическая ситуация в стране, этот вопрос должен быть рассмотрен особо внимательным образом.
При выработке Национальной стратегии в интересах детей учитывается ли опыт регионов по поддержке семей с детьми, накопленный за последние годы?
Людмила Швецова: Обязательно. Мне известны такие удачные практики в Башкирии, в Самарской области. Можно и нужно вернуться к опыту Москвы при проведении в 2007 году Года ребенка. Уникальность этой программы состояла в том, что изначально в ее основу были поставлены цели, понятные для каждого и поддержанные всеми москвичами. При ее подготовке мы взяли в качестве "стержня" основные правила жизни цивилизованного общества, которые определены Конвенцией ООН и Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН, здравым смыслом.
Год ребенка стал переломным для Москвы и ее жителей, как в материальном плане, так и в менталитете самих москвичей. Реализация программы позволила увеличить расходы на семьи москвичей на 60 процентов. Мы разработали несколько комплексных программ по правовому просвещению, преодолению сиротства, психологической помощи и др. Появился новый вид дошкольных учреждений - семейные детские сады. В Год ребенка и в Год семьи Москва строила по 100 детских дошкольных учреждений. Сегодня это кажется фантастикой.
А правда, что в следующий год - Год семьи - вы, будучи тогда вице-мэром Москвы, подписали более 50 тысяч писем директорам предприятий с просьбой помочь работающим мамам?
Людмила Швецова: Ну, это уже легенда... Нет, я тогда направила 25 тысяч писем руководителям банков, коммерческих компаний, предприятий, организаций. Смысл обращения простой: давайте все вместе позаботимся о воспитании детей, укреплении семьи. Подумайте, что может сделать ваша организация для работающих мам. Так появился городской конкурс на звание "Лучшее предприятие для работающих мам". Некоторые скептически отнеслись к нашей затее: мол, что за соревнование из коммунистического прошлого, это нерыночный подход... А сегодня в конкурсе участвуют более 600 московских предприятий, больницы, телеканалы, газеты. Сколько хорошего придумано для работающих мам! За два года нам удалось объединить усилия органов власти, работодателей, общественных объединений, выстроить систему, которая стала базисом для последующих преобразований в городе. На многих предприятиях в Год ребенка и Год семьи, как по инициативе профсоюзов, так и работодателей, были приняты специальные программы поддержки семей с детьми. Если материализовать те социальные бонусы, которые выдает предприятие для своих работающих мам, то получается сумма более 2 млрд рублей в год. Моральная, нравственная сторона дела даже не обсуждается, настолько она значима.Я уверена, что реализация Национальной стратегии также невозможна без активной роли общества.
Вы готовы снова писать тысячи писем нужным адресатам?
Людмила Швецова: Готова даже те письма и разнести, если "Российская газета" мне в этом поможет.