Московские банки переводят эмиссию карт на чипы

Минфин предлагает увеличить долю безналичных расчетов между субъектами экономической деятельности. О новых уникальных технологиях в сфере электронных денег и их значении для экономики страны рассказывает вице-президент "Московского индустриального банка" (МИнБ) Алексей Матрешин.

Алексей Александрович, ограничение расчетов наличными - это один из путей снижения коррупции в стране. Но готовы ли россияне к таким переменам?

Алексей Матрешин: МИнБ традиционно работает с реальным сектором экономики. Мы обслуживаем более 70 000 предприятий и компаний и знаем не только ситуацию в реальном секторе, но мнения и настроения сотен тысяч сотрудников предприятий, многие из которых являются нашими клиентами уже как физические лица. И мы видим, что большая часть населения страны приветствует введение электронных денег.

Мы сегодня живем в другой реальности, не то что 10-15 лет назад. Для расчетов все чаще применяются банковские карты, растет популярность инновационных банковских сервисов, предоставляемых дистанционно, и все шире для получения финансовых услуг и совершения покупок используется Интернет. К слову, по информации MoneyNews, такая тенденция наблюдается не только в столичном регионе и Санкт-Петербурге, например, самые активные пользователи интернет-магазинов живут на Сахалине, Ямале, в Магадане, на Камчатке и в Якутии, а Центральная Россия по доле пользователей интернет-магазинов уступает Уралу. По оборотам, конечно, лидирует столичный регион.

Как конкретно реагирует "Московский индустриальный банк" на запросы общества?

Алексей Матрешин: Еще шесть-семь лет назад МИнБ занимал весьма скромную позицию в карточном бизнесе, а сейчас по отдельным показателям входит в первую десятку среди банков страны. На начало 2012 года наша сеть банкоматов насчитывала более двух тысяч устройств, объем карт, находящихся на обслуживании, составил более 850 тысяч, а остатки на счетах карт превысили 10 млрд руб.

Насколько велика конкуренция среди банков в области безналичных расчетов с использованием банковских карт и электронных денег, а также факторы, оказывающие влияние на нее?

Алексей Матрешин: Активно формирующаяся глобальная финансовая система влечет и глобальную финансовую конкуренцию, а следовательно, банкам приходится работать в принципиально новой постоянно меняющейся внешней среде деятельности. Сегодня на новый, качественный уровень вышла компьютеризация и информатизация средств и технологий передачи данных, что позволяет участникам международных финансовых рынков повсеместно использовать новейшие информационные системы и базы данных в режиме on-line.

Все это влечет за собой обострение конкурентной борьбы. Ее границы уже не сводятся только к конкуренции между банками, в нее вступают организации и из других отраслей. Так, например, на рынке микроплатежей все более активную позицию занимают операторы сотовой связи; кроме банков, кредитование населения стали осуществлять центры микрофинансирования (кредитные кооперативы). Все шире распространяется использование населением электронных денег и электронных кошельков для расчетов за товары, покупаемые через интернет-магазины. Таким образом, можно говорить о том, что инновации являются сутью современного развития во всех сферах экономики, в том числе и в банковском секторе.

Государством принимаются значимые меры по созданию здоровой конкурентной среды путем финансирования инновационных проектов и формирования законодательной базы, соответствующей текущим современным потребностям рынка, а также защищающей интересы всех его участников. Показательно, что за последнее время вступили в действие несколько ключевых Федеральных законов ("О национальной платежной системе", "О персональных данных", "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"), направленных на регулирование (узаконивание) систем, создание и развитие которых было обусловлено уровнем компьютеризации и информатизации рынка.

На традиционное банковское поле заходят новые игроки: операторы сотовой связи и центры микрофинансирования (кредитные кооперативы). Это не только обостряет конкурентную борьбу, что, в общем-то, неплохо, но и создает проблемы иного рода. Дело в том, что деятельность небанковских игроков не регулируется Центробанком, поэтому именно они нередко становятся инструментами для всевозможных финансовых нарушений. Например, основным видом мошенничества в Интернете стал вывод денег со счетов банков на счета мобильных операторов, а оттуда - в руки заинтересованных лиц или структур.

Как вы совершенствуете это направление своего бизнеса?

Алексей Матрешин: Мы стремимся увеличить клиентскую базу за счет самой передовой части населения. Как правило, эти люди очень требовательны к качеству используемых ими систем, уровню безопасности и удобству интерфейсов. Для предоставления банковских услуг через системы дистанционного обслуживания в арсенале нашего банка имеются Интернет и мобильные версии для устройств, работающих на различных платформах. МИнБ первым в стране начал выпуск карт MasterCardPayPass, работающих по бесконтактной технологии, одним из первых сертифицировал эквайринг по технологии PayPass и моментальные переводы Visa (VMTFastFund).

Новые технологии всегда несут с собой и новые угрозы. Как обеспечить безопасность в сфере использования электронных денег?

Алексей Матрешин: Банк работает в соответствии со стандартом безопасности, разработанным и рекомендованным к применению Банком России, и стандартом безопасности PCIDSS международных платежных систем. Стандарты довольно жесткие. Но наш банк уже второй год успешно проходит сертификацию безопасности в платежных системах. В этом году мы тоже прошли проверку "на прочность", получили соответствующий сертификат. К слову, МИнБ одним из первых в России полностью перевел эмиссию банковских карт на чип, который на сегодняшний день невозможно подделать.

Как изменились взаимоотношения банка и потребителя банковских услуг?

Алексей Матрешин: Кардинально. Сейчас уже не потребитель идет за услугой в банк, а банк с услугой идет к потребителю, используя социальные сети, электронную коммерцию, системы дистанционного обслуживания. Банк не только оказывает финансовые услуги, но и предоставляет информационные. Клиент, находясь в личном кабинете системы дистанционного обслуживания, может запросить свои задолженности по различным видам коммунальных услуг и оплатить их. Пока это доступно только для крупных поставщиков услуг, но благодаря конкуренции данный сервис становится все более развитым и распространенным.

Ну, и конечно, во главу ставится вопрос безопасности средств клиента. Сегодня банк совместно с компаниями "Gemalto" и "Инпас" прорабатывает проект, который позволит клиентам отказаться от так называемого криптокалькулятора - портативного устройства с цифровой клавиатурой и дисплеем, разместив его непосредственно на пластиковой карте. Мы предоставляем клиентам и такие технологии, как "виртуальная карта" и самостоятельное управление лимитами, позволяющие минимизировать риски мошенничества при проведении операций в чужих платежных системах путем ограничения сумм, количества операций и период действия, за который можно эти операции совершить. Если клиент, например, находится в России, он может запретить проводить операции по карте из-за рубежа или через сеть Интернет. Такого расширенного функционала по самостоятельному управлению лимитами через дистанционные системы нет ни у одного банка.

У вас уникальные программные разработки. Кто их делает?

Алексей Матрешин: Наш банк тесно сотрудничает с многими передовыми ИТ-компаниями, в том числе и отечественными. Например, основной поставщик решений для процессингового центра банка "Компас плюс" - это российская компания, созданная на основе Магнитогорского института "Проектавтоматика", центральный офис ее находится в Магнитогорске, а представительства работают в 6 странах.

Вы вкладываете большие средства в развитие информационных технологий. Высока ли отдача?

Алексей Матрешин: Безусловно, отдача весьма высока. Информационные системы являются рабочей средой для банковского бизнеса, от которой зависит и правильность принятия управленческих решений, и качество предоставляемых клиентам услуг.

На завершающей стадии в банке находится проект по созданию единого центра обработки данных. Реализация проекта позволит минимизировать общую стоимость владения корпоративной информационной системой, упростить процедуры управления бизнес-процессами, повысить уровень контроля и безопасности данных.

"Виртуальный путь" к клиенту сегодня наиболее эффективен, и мы не только внедряем уже известные разработки, но и вкладываем большие средства в развитие новых, уникальных отечественных информационных технологий.