Здравоохранение заняло второе место в коррупционном рейтинге России

Здравоохранение заняло "почетное" второе место в коррупционном рейтинге России, составленном Следственным комитетом РФ. Первое место - у правоохранительных органов, третье - у образования.

Об этом сообщил на "круглом столе" в Общественной палате начальник управления по контролю за расследованием преступлений коррупционной направленности Следственного комитета Владимир Макаров.

И пояснил, коррупция в медицине бывает двух уровней. Бытовая - это взятки, которые вымогают врачи. И в "верхах" - когда крутятся махинации, скажем, при закупке оборудования. Второй вид, по словам представителя Следственного комитета, превалирует. "Подарки" же врачам на этом фоне выглядят как невинная детская шалость.

За прошлый год в суды направлено около тысячи уголовных дел с обвинениями в адрес высокопоставленных чиновников сферы здравоохранения. Их обвиняют во взяточничестве, злоупотреблении служебным положением, махинациях при проведении закупок, сообщил Владимир Макаров.

Особо нашумевшими стали истории с закупками "золотых" томографов. Следственный комитет проанализировал, почему так происходит.

Оказалось, что в регионах отсутствуют документы, регламентирующие деятельность по формированию техзадания на проведение госзакупок, нет методики определения минимальной начальной цены.

Подготовкой технического задания занимаются непрофессиональные люди, в лучшем случае, сами врачи. Нет специалистов, отвечающих за мониторинг цен по госзакупкам. Как правило, стартовая стоимость для торгов определяется продавцами оборудования, которые после этого выигрывают конкурс. И в итоге техника закупается по ценам в три-четыре раза выше рыночных.

Более того, бывает, что больницы и поликлиники приобретают очень дорогостоящее "экспертное оборудование" (практически эксклюзивное), хотя заведомо известно, что никто из врачей не сможет на нем работать. И нет инженеров, которые могли бы в нем разобраться. Макаров привел пример Магаданской области, закупившей медоборудование на 300 миллионов рублей больше года назад, которое до сих пор не используется, а часть его вышла из строя до введения в эксплуатацию. Другой пример - город Киров, где строится уникальный завод по производству препаратов крови. На его возведение и закупку оборудования уже потрачено 6 миллиардов рублей, завершить все работы должны были в 2009 году, но завод до сих пор не введен в эксплуатацию. "Было бы намного эффективнее, если бы госзакупки для здравоохранения проходили на федеральном уровне", - предложил Владимир Макаров, добавив, что должны быть ответственные лица за проведение этих процедур.