СФ предложил начать борьбу с коррупцией с мышления школьников

Участие гражданского общества в борьбе с коррупцией обсудили в пятницу члены Совета Федерации и приглашенные эксперты.

Выводы оказались неожиданными, так, одна из рекомендаций в итоговом документе адресована министерству образования: "Разработать и внедрить образовательные программы, направленные на формирование антикоррупционного мышления у школьников и студентов".

Впрочем, предположить, что такая рекомендация появится, можно было по выступлению члена Общественной палаты Иосифа Дискина, который сообщил, что коррупция начинается со списывания в школе, а существенным препятствием в борьбе с коррупцией являются "криминальные этические нормы", по мнению эксперта, по которым доносительство считается недостойным поступком. Зампред Комитета по конституционному законодательству Александр Савенков высказался в том же духе, "чрезвычайно важным аспектом проблемы противодействия коррупции" он назвал вопросы государственной защиты заявителей о фактах коррупции. По словам Савенкова, комитет уже готовит свои предложения по решению этой проблемы. Но Дискин настаивал на принятии нормы, обязывающей чиновников сообщать об известных им случаях коррупции: "Когда будет разрушена круговая порука и чиновник окажется перед выбором - дисквалификация или выполнение гражданского долга - многое изменится. Да и коррупционеры будут действовать с большей осторожностью".

Начальник профильного управления Генпрокуратуры Юрий Семин сообщил о своем проекте, который уже обсуждался с минюстом и администрацией президента - о мерах материального стимулирования лиц, добровольно заявивших о фактах коррупции. Кроме того, чиновник уверен, что порядок рассмотрения жалоб на коррупцию необходимо дифференцировать и выделить из общего порядка. Но главное, по его мнению, - устранить формулировку "на усмотрение чиновника" из всех нормативных документов в бумагообороте.

Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов предложил скорректировать инициативу Генпрокуратуры: "Если мы стимульнем общество, внесем в таком виде закон о финансировании и оплате доносительства, можно будет говорить о масштабной борьбе с коррупцией. Если стоимость доноса будет 10 тысяч, мы и факты будем вскрывать на 10 тысяч. А вот за 10 % от коррупционной сделки в триста милллионов долларов мы получим факты на том уровне, который нам по-настоящему интересен". "У нас коррупция это не ментальность и не традиция, - убежден Кабанов. - Это самый доходный бизнес в России: она имеет все признаки бизнеса. Сегодняшние реалии -1 трлн только на откате, причем идеология бюрократии изменилась: сейчас она выражена словами "заработать и вывести".

Начальник управления из Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев расставил свои акценты: "Пока у нас судебная система работает по полтора года, у человека нехитрый выбор - или дать взятку гаишнику, или потом полтора года доказывать свою правоту". Что касается более высокого уровня госслужащих, ситуацию можно изменить, подняв им зарплату: "Нет ничего более дорогого для общества, чем дешевая государственная власть". Евраев также напомнил, что один из самых эффективных на сегодня инструментов борьбы с коррупцией - интернет-портал с открытой информацией по госзакупкам - проект ФАС: "Естественные монополии и госкомпании скоро тоже откроют свои торги и закупки. И тогда золотые кровати, которые общество вскрывало на госзакупках, покажутся детским садиком. У них вообще нет никакой регламентации закупок".