Нынешняя конъюнктура рынка такова, что с продажей госактивов, очевидно, надо повременить, выждав максимально удобный момент - в этом лейтмотив письма, которое направил в адрес президента России Владимира Путина директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. В своем обращении эксперт выражает обеспокоенность возможной скорой приватизацией госдолей в стратегических отраслях. "По моему глубокому убеждению, приватизация государственных долей в ключевых для страны компаниях ... носит идеологический характер и явно преждевременна в нынешних условиях мировой финансовой смуты... Эти предприятия и без того значительно недооценены по сравнению с зарубежными компаниями. Поэтому продажа госактивов сегодня может состояться только по заниженной цене", - заключает Гринберг.
Мнение эксперта подтверждают объективные данные: так, например, в опубликованном рейтинге суммарной инвестиционной привлекательности российских нефтегазовых компаний, составленном агентством RusEnergy, показатели флагманов отечественного бизнеса существенно снизились. Так, например, согласно исследованию, только за последние три месяца "ЛУКОЙЛ" потерял 0,14 пункта, "Газпром" - 0,18, а "Транснефть" - 0,45. На этом фоне ведущиеся все последние несколько месяцев разговоры о необходимости приватизации госкомпаний нефтегазового сектора и энергетики выглядят особенно тревожно.
Напомним, что еще совсем недавно, например, в минэкономразвития всерьез обсуждался вопрос о необходимости скорейшей приватизации 7,97% акций "РусГидро" и 4,11% акций ФСК. И, похоже, говорить о том, что власти готовы отложить эти планы и подождать изменения ситуации на рынке, пока не приходится. Подтверждение тому - интервью первого вице-премьера Игоря Шувалова, опубликованное в The Wall Street Journal. "Если будет окно, если рынок предложит нам справедливую цену, будем продавать", - заявил чиновник.
Вместе с тем аналитики считают подобную стратегию не самой эффективной, ведь при таком раскладе потеряет и госбюджет, который недополучит крупные суммы, и рядовые потребители. Активы, продаваемые задешево, в первую очередь заинтересуют покупателей, нацеленных на последующую перепродажу. Следовательно, ожидать от таких инвесторов стратегического развития бизнеса не приходится.
"Возьмем для примера "Роснефть", которая проводила свое IPO в 2006 году. Тогда они размещались по 203-204 рубля. При этом с тех пор цена нефти с 50-60 долларов выросла до 100, плюс компания существенно нарастила добычу. То есть по фундаментальным показателям сегодня она стала более привлекательной", - рассуждает аналитик Номос-Банка Денис Борисов. По его словам, в весьма невыгодном положении для продажи сегодня находится и, например, "Газпром", котировки которого составляют порядка 160 рублей, по сравнению с 366-368 рублями в 2008 году. "Очевидно, что в настоящий момент конъюнктура фондовых и товарных рынков не предрасполагает к проведению быстрой приватизации. Сейчас выручить справедливую стоимость за активы будет крайне сложно. Рынки по-прежнему находятся в состоянии неопределенности из-за целого ряда угроз как макроэкономического характера, так и узко специфических вещей, например, снижение аппетитов к риску и инвесторов. С учетом всей этой ситуации рассчитывать что-то сейчас продать задорого - это утопия", - констатирует Денис Борисов.
Поспешная приватизация госдолей в нефтяном и энергетическом секторе, как опасаются эксперты, в итоге может привести к повторению печального приватизационного сценария 90-х годов. "В 90-е годы страна уже прошла через поспешно проведенную приватизацию, которая отрицательно сказалась на благосостоянии миллионов людей. Считаю эту ошибку слишком дорогой, чтобы повторять ее вновь", - отмечает Руслан Гринберг в письме к президенту.
Не стоит забывать и о том, что, заняв выжидательные позиции, государство могло бы выиграть вдвойне: не за счет положительных изменений рыночной конъюнктуры, но также и увеличив стоимость своих активов, в том числе и за счет реализации инвестпрограмм и создания более эффективной системы управления на предприятиях. "Надо исходить из соотношения двух моментов: сиюминутная потребность или долгосрочные возможности", - уверен гендиректор консалтинговой компании "Финэкспертиза" Агван Микаэлян.
В том, к чему приводит желание получить сиюминутную выгоду, можно было убедиться еще во время первой волны приватизации. Потребовалось более десяти лет для того, чтобы устранить ее негативные последствия и нормализовать работу соответствующих отраслей. "Мировая экономика пока не говорит о том, что надо прямо сейчас торопиться продавать свою долю. Вряд ли в текущих макроэкономических условиях государство сможет выручить адекватные деньги за свою долю", - считает аналитик "ИФД-Капитал" Виталий Крюков.
Похоже, что столь же взвешенную позицию разделяет и президент РФ Владимир Путин: "Для нас очевидно - новая приватизация должна быть, безусловно, принята российским обществом. Это значит - она должна быть понятной, честной и справедливой, должна быть основана на открытой, конкурентной продаже государственных активов, причем лучшему покупателю и по реальной цене", заявил президент РФ на Петербургском международном экономическом форуме.