25.06.2012 23:35
Поделиться

Биньямин Нетаньяху: Человеческая жизнь должна быть на первом месте

Эксклюзивное интервью премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху первому заместителю генерального директора ИТАР-ТАСС Михаилу Гусману специально для "Российской газеты" и ИТАР-ТАСС.

- Господин премьер-министр, на Святой земле, в Израиле, находится очень много православных святынь. Ежегодно среди огромного количества приезжающих россиян множество паломников. Что делает ваше правительство для сохранения этих святых мест?

Биньямин Нетаньяху: Есть только одно место на Ближнем Востоке, где существует полная религиозная свобода. Не только для иудаизма, но и для христиан, для ислама, для каждого человека. В Старом городе Иерусалима вы увидите церкви любых конфессий - греко-православные, католические и другие. Все они имеют полный доступ к своим святым местам. Мне всегда доставляет удовольствие на праздники, в том числе христианские, отправлять представителям всех конфессий мои самые сердечные поздравления. Мы не держим ничего из находящегося в Израиле культурного наследия под замком, предоставляем людям их право свободно молиться.

- У меня к вам несколько провокационный вопрос. Я знаю, что вам, как и всем вашим предшественникам, достается от израильской прессы. Но от какой больше - от той, которая выходит на иврите, или русскоязычной?

Биньямин Нетаньяху: Я могу читать газеты на иврите, но не могу - на русском. Но то, что я могу сказать русскоязычным читателям, легко понять. Это моя приверженность обеспечению безопасности, приверженность тому, чтобы Израиль оставался сильным, приверженность экономическим реформам, вопросам образования, что важно для многих. Но у нас тоже есть проблемы.

- Россия входит в "четверку" международных посредников по урегулированию арабо-израильского конфликта. Как вы считаете, какую роль в этом вопросе играет ваш двусторонний диалог с российскими лидерами, а с другой стороны, какова роль Организации Объединенных Наций? Насколько велико ее влияние на это урегулирование?

Биньямин Нетаньяху: Я надеюсь, что ООН может стать частью переговоров, но не заменяя при этом прямой диалог между нами и палестинцами. Мы готовы к такому диалогу. Вы знаете, что палестинский лидер Абу Мазен находится в восьми минутах езды отсюда, в Рамалле. Я готов прямо сейчас сесть в машину и поехать туда, чтобы вести переговоры без предварительных условий. К сожалению, он к этому не готов. Я думаю, что тот, кто хочет говорить, нуждается только в смелости, чтобы сделать это. Вторая вещь, к которой, я считаю, полезно стремиться, это необходимость настаивать на обеспечении безопасности и борьбе с террором. Терроризм атакует всех нас. Он атакует станции метро в Москве, атакует школы, аэропорты. И нам, и вам известны эти атаки. Терроризм нельзя разделить на "свой" и "чужой", борьбу с ним также нельзя делить. Думаю, мы должны объединить усилия в борьбе с террором, который атакует всех нас. Если террор победит в одной части мира, то победит и в другой. Вы не можете дать ему победить в одном месте и затем спрашивать: "Почему это происходит со мной?". В действительности, если он победит в России, то победит и здесь, а если победит здесь, то победит и в России. Его нужно разгромить во всех местах.

- Вот уже два года весь Ближний Восток и прежде всего страны Северной Африки охвачены волнами так называемой "арабской весны". Как эти события влияют на ситуацию в Израиле, на внешнюю политику вашей страны?

Биньямин Нетаньяху: Это огромное "землетрясение", огромное "потрясение". Будет правдой сказать, что мы действительно надеемся, что это приведет к миру и стабильности. Мы можем стремиться к этому, мы можем работать над этим, и мы делаем это в Израиле. Это тектонический сдвиг в истории наций. В конце концов это ведет к лучшему, но мы должны приготовиться и к другим сценариям.

- Сирия стала "болевой точкой" для всего мира. Как вам видится развитие событий в этой стране и как это повлияет на вашу политику?

Биньямин Нетаньяху: Это великая трагедия. Тысячи и тысячи убитых мирных жителей. Множество трагических событий, которые не могут быть приемлемыми. Мы должны вместе сделать все возможное, чтобы остановить убийства. Думаю, это нужно сделать: человечность и человеческая жизнь должны быть на первом месте.

- Что делать с Ираном в той ситуации, когда усилия "шестерки" если и приводят к каким-то результатам, то незначительным? Как вам видится развитие ситуации в этой части мира?

Биньямин Нетаньяху: Иран является одной из тех стран, кто поддерживает экстремистов на Ближнем Востоке и террор. По всему миру, в каждой стране. Это фанатичный режим. Он поставляет ракеты и иное оружие, а сейчас разрабатывает атомную бомбу. Можете ли вы представить "режим аятолл", обладающий атомной бомбой? Очевидно, это угроза нам, думаю, это угроза и для России, для современного мира. И я думаю, что нужно объединить усилия, чтобы остановить это, объединить санкции и давление. Но, к сожалению, могу сказать, что пока Иран не остановил свою программу даже на один сантиметр или миллиметр. Я думаю, что давление на него должно включать требование остановить обогащение урана. Они говорят, что хотят использовать ядерную энергию в мирных целях, и строят фантастические подземные установки, как они говорят, для производства медицинских изотопов. Как можно в это поверить? Но если они хотят, чтобы мир им поверил, они должны убрать со своей территории все ядерные материалы, уже обогащенные для производства бомб, остановить обогащение и вывезти все ядерные материалы. Они могут получать топливо для производства медицинских изотопов, которые им нужны. Думаю, все должны оказать на Иран давление, все возможное давление.

8 минут езды разделяют резиденции Биньямина Нетаньяху и Махмуда Аббаса, на переговоры с которым израильский премьер готов отправиться без предварительных условий.

- Вы родились буквально через год после возникновения Государства Израиль, вы его ровесник. Фактически Израиль сформировал вас, и вы сформировались в Израиле. Ваш дед, насколько я знаю, был раввином в Зарайском уезде. Что означает для вашей жизни, для вашего сердца Израиль - государство, в котором вы сегодня премьер-министр?

Биньямин Нетаньяху: Это моя родина. Это почва для моего существования. Я вырос в Иерусалиме и увидел множество национальных ценностей - не только современных, но и древних. Сейчас я работаю здесь. И я представляю, как здесь работали почти десять тысяч лет назад библейские персонажи. То есть существует глубокая связь с нашим прошлым, кровная связь. Мы хотим достичь соглашения с палестинцами, но никогда не забудем, что это наша унаследованная родина, мы никогда не забудем нашу историю и не перестанем думать о том, что сулит нам будущее. Это все очень личное. Это не формальная вещь, не лозунг. Мы должны иметь армию, мы должны защищать свою страну, поскольку, к сожалению, другая сторона не признает нашу историческую связь с этой землей. Есть очень глубокая связь, она проявляется и в поколениях, служащих в армии, в том числе в моих сыновьях. Это очень крепкая цепь, уходящая в глубь веков.

- На этих полках стоят несколько книг, написанных вашим отцом. Он, недавно ушедший из жизни, был выдающимся ученым-историком. У великого русского поэта Твардовского есть такие строки: "Пока отца родного не проводил в последний путь, еще ты вроде молодого, хоть борода расти на грудь". Таким образом, вы перестали быть "молодым" буквально несколько недель назад, когда ушел из жизни ваш отец.

Биньямин Нетаньяху: Кто это написал?

- Александр Твардовский.

Биньямин Нетаньяху: Это великий поэт, и я, наверное, должен согласиться с написанным. Но я не думаю, что произошло такое изменение. Я чувствую, что потеря отца была очень сильным ударом. В моем случае мне очень повезло - замечательный отец и замечательная мать. Кстати, мы много играли в шахматы. Он научил меня одной вещи: "Каждый живущий организм, чтобы выжить, должен вовремя обнаруживать опасность". Это верно для любого организма, большого или малого. Я думаю, это очень мудрый совет, в том числе для нашего народа. Думаю, наша история, в том числе наша общая история прошлого века, подтверждает мудрость этого совета.

- Кто ваш фаворит на Евро-2012 и кто будет чемпионом?

Биньямин Нетаньяху: Это слишком щекотливый вопрос, затрагивающий дипломатию. Но я смотрю футбол каждую ночь. Не буду отвечать. Что касается прогноза, могу дать сразу несколько вариантов.

- И последний вопрос. Наша программа называется "Формула власти". Вы уже много лет во власти. Что такое власть, какова она "на вкус", по мнению премьер-министра Израиля?

Биньямин Нетаньяху: Вы, помнится, уже задавали мне этот вопрос.

- В прошлый раз вы сказали: "Это значит объединить народ вокруг ценностей и действий, гарантирующих будущее этого народа". Изменилось ли ваше мнение за прошедшие три года?

Биньямин Нетаньяху: Есть добавление. Не только объединить народ, но и объединить своих партнеров в правительстве. Это требует времени. Люди, с которыми работаешь, представляют разные группы. Мы объединили их, мы как раз недавно создали очень широкую коалицию. Каждый из них имеет потребности, специальные цели, но ты должен объединить и правительство, и парламент вокруг общих целей. Если ты объединишь, то получаешь шанс на успех.

справка "РГ"

Биньямин Нетаньяху родился в 1949 году в Тель-Авиве. Его родители - историк Бенциоа Нетаньяху (Миликовский), сын выходцев из Литвы, и Цили Нетаньяху (Сегаль). Биньямин - их второй сын. Его старший брат Йонатан (Йони) Нетаньяху - национальный герой Израиля. Он погиб в ходе операции по освобождению израильских заложников в Энтеббе. Младший брат - доктор Идо Нетаньяху, врач-радиолог и писатель.

Нетаньяху в детстве жил попеременно в Израиле и США, где преподавал его отец. Там же Биньямин окончил школу, где, как говорят, его и прозвали "Биби". После этого в 1967 году Нетаньяху возвращается в Израиль для прохождения срочной службы в Армии обороны Израиля. Служил в элитном диверсионно-разведывательном подразделении "Сайерет Маткаль" при Генштабе. Участвовал в нескольких секретных боевых операциях, дважды был ранен. Закончив службу в звании капитана, Нетаньяху снова отправился в США, где учился в престижном Массачусетском технологическом институте и в Гарварде. В 1982 году он начинает работать в посольстве Израиля в США. В 1984 году Нетаньяху идет на повышение и становится постпредом Израиля в ООН. В 1988 году он проходит в Кнессет по списку партии "Ликуд". В 1996 году избран премьер-министром страны, став тогда самым молодым главой правительства за всю ее историю. В 1999 он проигрывает выборы Эхуду Бараку, однако политику не оставляет. В 2002 году Нетаньяху становится главой МИД, а через год - министром финансов. В 2005 году покидает правительство. Однако в 2009 году после убедительного успеха партии "Ликуд" на выборах в парламент президент Ариэль Шарон поручает Нетаньяху сформировать правительство. У Нетаньяху трое детей: дочь Ноа от первого брака и сыновья Яир и Авнер от третьего.