РБГ: Принято ли окончательное решение о переходе на систему референтного ценообразования?
Марина Горохова, директор департамента развития конкуренции Минэкономразвития России: Говорить об окончательных решениях пока преждевременно. Сейчас детально прорабатываются вопросы внесения изменений в существующую методику ценообразования на препараты, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП). В соответствии с принятой "дорожной картой", это первый этап нашей работы, требующий принятия оперативных решений в ближайшее время.
РБГ: А какие конкретные шаги были предприняты по разработке системы референтных цен?
Горохова: Состоялся ряд заседаний межведомственной группы. Работа ведется в открытом режиме, с активным участием представителей экспертного и научного сообщества, участников рынка. На заседания группы приглашаются ответственные сотрудники аппарата правительства. Одна из наиболее широких рабочих встреч с представителями ведущих отраслевых ассоциаций, крупнейших отечественных и зарубежных фармацевтических компаний состоялась в середине мая. Итогом прошедшей дискуссии стала выработка согласованных подходов по ряду проблемных вопросов. Участники рынка в целом поддержали изменения в методику ценообразования на ЖНВЛП, предлагаемые Минэкономразвития России. Экспертами и участниками рынка было высказано мнение, что действующая методика требует кардинальной переработки. Незначительные изменения типа ежегодной перерегистрации цен на лекарственные препараты на уровень инфляции не способны изменить сложившуюся в отрасли негативную ситуацию, связанную с прекращением выпуска ряда отечественных препаратов из-за снижения рентабельности их производства. На совещании были выработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию подходов к ценообразованию. Мы надеемся, что подобные встречи станут эффективным инструментом решения поставленных задач.
РБГ: Учитывается ли при этом опыт зарубежных стран, если да, то какой именно?
Горохова: Мы внимательно изучаем зарубежный опыт. Какой-либо единой и общепризнанной идеологии регулирования цен на лекарства в мире не существует. Во всех развитых странах выработаны собственные подходы к решению этой проблемы, которые нередко отличаются друг от друга не только в деталях, но и в принципах. Даже такое тесно интегрированное международное сообщество, как Европейский союз, находится лишь в начальной стадии гармонизации национальных подходов в этой сфере. Безусловно, все лучшее, что можно взять из-за рубежа, будет учтено в нашей работе.
РБГ: Но ведь в большинстве стран Европы референтное ценообразование существует как элемент системы всеобщего страхового лекарственного обеспечения, которого у нас пока нет.
Горохова: Верно, в большинстве европейских стран уполномоченные органы, исходя из стандартов оказания медицинской помощи, устанавливают перечень возмещаемых препаратов, так называемый позитивный перечень, с указанием референтных цен. В соответствии с ними страховые компании возмещают затраты граждан на приобретение лекарств по рецептам врача. В результате потребительский спрос фокусируется на препаратах, цены на которые соответствуют референтным или близки к ним. При этом реализация возмещаемых лекарственных препаратов по ценам, превышающим референтные, не запрещается. В некоторых странах система возмещения основана на использовании "негативных" перечней, в которые, напротив, включены препараты, не подлежащие возмещению.
РБГ: А регулируются ли за рубежом цены на остальных сегментах рынка?
Горохова: На невозмещаемом сегменте ценообразование не подлежит госрегулированию. В таком виде система референтных цен является наиболее мягкой формой регулирования, которое не предусматривает прямых ценовых ограничений на рынке. Думаю, что подобная модель в наибольшей степени может способствовать достижению задач, поставленных политическим руководством нашей страны: построению инновационной отечественной фарминдустрии и насыщению рынка высокоэффективными и доступными лекарствами. Однако мы понимаем, что механически копировать опыт даже самых "продвинутых" с точки зрения развития здравоохранения стран невозможно. Поэтому тщательно оцениваем сопоставимость зарубежного опыта с особенностями нашего рынка.
РБГ: Можно ли говорить о конкретных сроках внедрения системы референтного ценообразования?
Горохова: Пока об этом говорить сложно. Несмотря на концептуальную ясность системы референтного ценообразования, необходимо время для детальной проработки механизмов ее реализации. Не исключено, что потребуется предварительная обкатка системы и отдельных ее элементов в пилотных проектах. К тому же мы ограничены нормами действующего Федерального закона "Об обращении лекарственных средств". Скорее всего, учитывая длительность законотворческих процедур, в текущем году внести изменения в закон не удастся. Поэтому задача-минимум на ближайшее время - внести оперативные изменения в методику, которые позволят снять остроту проблем на фармрынке. На следующем этапе, по всей видимости, уже в будущем году, мы рассчитываем осуществить более глубокие законодательные изменения, которые позволят в полной мере реализовать методологию референтного ценообразования. Что касается перспектив использования референтных цен в рамках системы лекарственного страхования по европейскому образцу, - это вопрос будущего, который пока еще находится на этапе концептуальной проработки. Предлагаемые министерством изменения в методике ценообразования на ЖНВЛП позволят создать в перспективе необходимую основу для перехода к этой системе.
РБГ: В каком виде будет приниматься документ об изменениях в методике?
Горохова: Действующая методика ценообразования на ЖНВЛП утверждена совместным приказом минздравсоцразвития и ФСТ России. Поэтому оперативные изменения в методику в этом году могут быть внесены соответствующим ведомственным документом. Дальнейшее, более глубокое совершенствование механизмов ценообразования потребует подготовки законопроекта и ряда подзаконных правовых актов. Мы планируем, что их подготовка будет осуществляться пакетом.
РБГ: Какие плюсы принесет система референтного ценообразования потребителям лекарств и участникам рынка, если она будет принята?
Горохова: Государственное регулирование фармацевтического рынка на основе референтных цен обладает неоспоримыми преимуществами по сравнению с существующей системой ценообразования. Мы все хорошо понимаем, что предельные отпускные цены производителей на ЖНВЛП, регистрируемые в настоящее время, далеки от реальной рыночной ситуации. Это лишает фармацевтические компании экономических стимулов для производства лекарственных препаратов, в первую очередь наиболее низкого ценового сегмента. Референтная цена - это индикатор, отражающий фактически существующие цены на внутреннем и внешнем рынках. Их использование будет способствовать выстраиванию конструктивных отношений государства с фармацевтической отраслью. Кроме того, референтное ценообразование позволит создать условия, при которых зарубежные лекарственные препараты будут продаваться на российском рынке по ценам не выше, чем в других странах. И это - справедливо. Для инновационных компаний, готовых инвестировать в разработку новых оригинальных препаратов, чрезвычайно важен уход от существующей системы жесткого ценового регулирования, основанной на применении затратного метода. Это тоже одно из предложений Минэкономразвития России, подготовленное в рамках совершенствования ценообразования на ЖНВЛП. Для потребителей лекарств достоинства предлагаемой системы также очевидны. Она будет способствовать насыщению рынка современными высокоэффективными лекарствами по доступным ценам.
РБГ: Какие сложности могут ожидать разработчиков на пути к созданию системы референтных цен?
Горохова: Сложности с согласованием позиций различных министерств и ведомств есть уже сейчас, на этапе подготовки оперативных изменений в методику ценообразования на ЖНВЛП. Правда, разногласия носят в основном технический характер, и я думаю, что в ближайшее время они будут урегулированы. Предполагаю, что наибольшие трудности возникнут при поиске источников информации для формирования референтных цен, отражающих реально сложившиеся рыночные цены. Как известно, существует внутреннее референтное ценообразование, основанное на использовании ценовой информации с национального рынка, и внешнее, предполагающее использование информации с зарубежных рынков. Оба вида референтного ценообразования могут применяться в комплексе. Большой опыт мониторинга цен на внутреннем рынке страны накоплен Рос здравнадзором. Мы уже общались с его представителями и встретили полное понимание и готовность оказать содействие в выстраивании системы внутреннего референтного ценообразования.
РБГ: А как будут выбираться страны, цены которых будут учитываться при формировании референтной цены у нас?
Горохова: На встрече в мае мы договорились с экспертами и участниками рынка о предоставлении в минэкономразвития предложений о том, в каких странах целесообразно было бы собирать информацию о ценах на лекарства для целей внешнего референтного ценообразования. Предложения уже начали к нам поступать. Разумеется, при формировании подходов к взаимозаменяемости лекарственных препаратов, совершенствованию принципов формирования референтных цен и ряду других вопросов нам не обойтись без помощи экспертного сообщества. Как видите, задачи стоят масштабные, и основная работа еще впереди. Мы благодарны нашим коллегам из Минздрава России и других заинтересованных органов исполнительной власти за конструктивную совместную работу в составе межведомственной группы и рассчитываем на ее эффективное продолжение.