25.06.2012 23:45
    Поделиться

    Эксперт: Мобильная связь делает ставку на дополнительные услуги

    Мобильник перестал быть исключительно телефоном. Объем российского рынка дополнительных услуг сотовой связи (VAS-услуг, от value added services), по данным ACM-Consulting, в первом квартале 2012 года вырос по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 26,9% - до 56,1 млрд рублей. Доля VAS-услуг в выручке операторов составила 28,5%, а доход от дополнительных услуг в расчете на одного абонента сотовой связи (VAS ARPU) вырос на 23,2% по сравнению с первым кварталом прошлого года и составил 82,5 рубля.

    Напомним, что средневзвешенный показатель ARPU в России - 287 рублей на абонента в месяц. Этот показатель практически не меняется уже несколько лет. Так что операторам сотовой связи ничего не остается делать, как разнообразить и совершенствовать дополнительные услуги и увеличивать их долю. Что они и делают.

    По данным ACM-Consulting, в выручке "МегаФона" на VAS приходилось 33% (в четвертом квартале прошлого года - 30%). У МТС доход от VAS составил 30,8% (27,8%) общей выручки, у "ВымпелКома" - 28,4% (25,1%).

    Существует несколько групп дополнительных услуг. Традиционно операторские дополнительные услуги подразделяются на три основные группы - SMS, мобильный Интернет и контент. С развитием новых технологий, например мобильной коммерции, добавилась и четвертая группа - "остальные".

    Advanced Communications & Media (AC&M) к SMS относит услуги по передаче сообщений и мультимедийных сообщений, а также тарифные опции, которые позволяют снизить стоимость отправки сообщений. К услугам передачи данных относится мобильный Интернет и услуги для передачи данных как с мобильного телефона, так и через модем.

    Перечень услуг, относимых к контенту, за последнее время существенно расширился: в эту группу входят услуги мобильного ТВ, сервисы определения местоположения (LBS, location based services), музыка вместо гудков (RBT, ring back tone) и другие.

    В прошлом году, как и в 2010-м, основным драйвером роста рынка дополнительных услуг был мобильный Интернет, этот сегмент по итогам года вырос на 43%, а его доля в общем объеме рынка VAS превысила 40%. Сегмент контент-услуг в 2011 году вырос на 26% (в 2010-м рост составил 21%), доля сегмента в общей выручке от VAS сохранилась на уровне 26%.

    В первом квартале этого года самые высокие темпы роста показал сегмент контент-услуг - 43%, на втором месте - сегмент мобильного Интернета (+33%). Доля контент-услуг в общей выручке от VAS выросла до 30%.

    Доходы от дополнительных услуг сотовой связи по сегментам распределились следующим образом: доходы от передачи сообщений выросли на 4,2%, до 13,8 млрд рублей, доходы от передачи данных - на 33,2%, до 22,8 млрд; доходы от передачи контента - на 42,5%, до 16,8 млрд рублей; доходы от других VAS-услуг - на 31,8%, до 2,5 млрд рублей. Эксперты ожидают дальнейшего роста дополнительных услуг и, соответственно, доходов от их предоставления.

    "Рынок VAS-услуг продолжит стремительный рост в десятки процентов в год, - говорит Виталий Стародубов, директор по операционной деятельности компании MegaLabs (100% дочерняя компания "МегаФона"). - В основном этот рост будет обеспечиваться за счет услуг передачи данных. Эти услуги оказывают влияние на рост соответствующих потребностей клиентов - мобильный доступ к информации и новые удобные сервисы, доступные пользователям при помощи мобильного телефона. В частности, можно выделить цифровое ТВ (особенно интернет-ТВ и мобильное ТВ), мобильные финансовые услуги, облачные сервисы, услуги machine-to-machine и мобильную рекламу".

    В том, что рынок дополнительных услуг будет расти главным образом за счет сегмента передачи данных, уверена и Мария Винник, руководитель службы корпоративных коммуникаций компании "ВымпелКом". "Мы видим уверенный рост в сегменте передачи данных. При этом особенно хочется отметить, что наибольшая динамика как по операционным, так и по финансовым показателям наблюдается в мобильном сегменте Small Screen, доходы увеличивались на 39% год от года, при этом в сегменте Small Screen на 48%. Число абонентов Small Screen выросло на 21%, а трафик практически в четыре раза, что является отражением наших усилий, направленных на рост проникновения услуги мобильного ШПД среди пользователей Small Screen".

    Перспективы роста, уверены в МТС, также имеет рынок мобильной коммерции (оплата различных сервисов через мобильный телефон), рынок телематики в корпоративном сегменте. В сегменте контента также наблюдается значительный рост. Например, в "Вым пелКоме" в первом квартале 2012 года по отношению к первому кварталу 2011 года он составил 41%, а по сравнению с последним кварталом 2011 года сегмент вырос на 13%.

    Рост в сегменте контента относительно начала 2011 года обусловлен ростом на "открытом" рынке в части монетизации с помощью премиум смс web-ресурсов (социальные сети, онлайн-игры, персональные платные акаунты на тех или иных сайтах), а также на рынке операторских услуг в мобильном контенте за счет запуска услуг "Видео-портал" (мобильное ТВ и онлайн-стриминг) и за счет развития услуг общения и знакомства.

    Потребителям VAS являются как частные лица, так и корпоративные клиенты. По словам Валерии Кузьменко из МТС, на корпоративном рынке активно растет сегмент machine-to-machine, это обмен данными в мобильных сетях между различными устройствами. Такие технологии используются для мониторинга транспорта, считывания технических показателей, например счетчиков тепла и энергии, в системах безопасности и проч. Всего в России около 2-2,5 млн sim-карт используется для телематики по сравнению с 1,2 млн карт в 2010 году.

    Поделиться