Политолог: Мы плохо позиционируем наши вузы на международной арене

Алексей Власов, историк, политолог

Российские вузы не попадают на топовые позиции в международных рейтингах, потому что в качестве базовых используются те критерии, которые в российской системе высшего образования традиционно не считались главными. Например индекс цитируемости. В основном там учитываются западные научные публикации. Получается, что эти рейтинги эффективно не отражают ни степень качества подготовки студентов, ни популярность вуза, но показывают несколько позиций, по которым мы традиционно отстаем. Я знаю, что Виктор Садовничий, ректор МГУ, поставил жесткую установку провести серьезнейшую работу по представлению вузовского сообщества МГУ в таких изданиях, которые позволяют вернуться на топовые места в рейтингах.

Вообще я считаю, что наше образование, особенно в таких ведущих вузах, как МГУ, МГТУ имени Баумана, Высшая школа экономики, абсолютно конкурентоспособно. Во многом эти университеты превосходят западные вузы. Пока старая школа жива, потенциал у нас есть. Другое дело, что, к примеру, по гуманитарным специальностям молодых ученых не так много. Но это уже вопрос кадровой политики, а не рейтинга вуза. Еще проблема в том, что мы далеко не всегда умеем смело продать собственные плюсы: мы плохо позиционируем наше образование на международной арене, хотя бы даже среди стран СНГ. Поэтому есть ощущение, что наше образование не востребовано. Оно востребовано. Просто либо мы не создаем преференций, допустим, для абитуриентов стран СНГ, а они нужны, либо завышаем планку в стоимости обучения, поэтому к нам не очень стремятся идти учиться из других стран.

Кто лучше: современные студенты или студенты Советского Союза? Это старый спор, что раньше "и грибов было больше". Проблемы не в университете начинаются. В школе в 90-е годы было упущено очень многое. Поэтому на какой-то момент качество абитуриентов значительно снизилось. Нельзя сказать, что сейчас в этом плане все наладилось, но все-таки за 2-3 года какая-то позитивная тенденция наметилась. Здесь нужна системная реформа и работа по линии "школа-вуз", чтобы можно было отбирать более качественных, более конкурентоспособных абитуриентов.