Новости

26.06.2012 00:48
Рубрика: Экономика

Попробовать на зуб

Текст: Борис Агами (руководитель стоматологического центра "Агами")
Мнение о том, что стоматологический бизнес - самый доходный сегмент российского рынка платной медицины, столь же распространенное, сколь и ошибочное. В реальности для бизнесмена это длинный путь к деньгам, где шанс выиграть джек-пот весьма символичен, и выпадает он лишь тем, чьи интересы лежат не только в плоскости высоких доходов, но и в самом лечебном деле.

С одной стороны, сегодня рынок перенасыщен как специалистами, так и клиниками. По данным Росстата, общая численность врачей в России к концу 2010 года составляла 715,8 тысячи человек. Из них 60,6 тысячи - врачи-стоматологи. Это четвертое место после терапевтов, хирургов и педиатров. Причем на 10 тысяч населения приходится в среднем 4,2 стоматолога. Среди специализированных медучреждений лидируют стоматологические клиники (18%). С другой стороны, по оценкам экспертов, более 30% стоматологических клиник убыточны, а более 60% закрываются в первые два года своего существования. Считаные клиники зарабатывают большие деньги, 90% денег всего рынка - это доходы 5% клиник-лидеров. Оставшиеся 10% распределяются между 95% стоматологий более низкого уровня.

Какие шаги необходимо предпринять, чтобы бизнес избежал участи клиники-"однодневки" и занял лидирующие позиции на медицинском рынке? Я бы выделил пять основных факторов, от которых зависит успех стоматологической клиники: медицинское образование и личные качества владельца бизнеса, предельная внимательность на оформительно-бумажном этапе, подбор высокопрофессионального персонала, выбор правильного типа клиники и ее активное продвижение.

Король автомобильной промышленности Генри Форд говорил: "Бизнесу нужен менеджер, а специалиста я найму по дешёвке". Однако стоматология - это не то же самое, что недвижимость или торговля обувью, инвестиции в эти сферы существенно различаются. Это специфический бизнес, в котором нужно досконально разбираться. В России сейчас большая часть этого рынка принадлежит не врачам, а коммерсантам, которые не понимают особенностей стоматологического бизнеса, отсюда и высокий процент клиник, которые "уходят в минус" или закрываются в первый год своего существования. В ряде европейских стран только врач-стоматолог может законно открыть стоматологическую клинику, и это верно.

Если говорить о "бумажной волоките", связанной с открытием клиники, то в Европе это занимает 10 минут, когда в одном "окошке" можно уладить все формальности, а не ходить два месяца по разным инстанциям. В сумме это 3% от тех усилий и времени, которые тратятся на те же самые процедуры в России. Однако у российского бизнеса, по сравнению с зарубежным, есть и свои преимущества. До открытия стоматологического центра в Москве я владел сетью клиник в Израиле, и могу сказать, что заниматься стоматологическим бизнесом там гораздо сложнее, чем в России. В Израиле сложная система налогообложения, при которой 85% доходов компании уходит на уплату налогов. Увеличение объема выручки в израильских клиниках не приводило к существенному росту прибыли, а только все усложняло. Именно поэтому я в свое время "променял" их на одну клинику в Москве.

Очень значимый фактор успешности стоматологической клиники - это качественный медперсонал. Несмотря на насыщенность рынка, российская стоматология страдает не столько от конкуренции между клиниками, сколько от неквалифицированных специалистов. Студенты медицинских вузов учатся по старым учебникам, проходят практику на устаревшем оборудовании, и при выпуске из университета мы имеем практически "нулевых" специалистов, которых нельзя подпускать к пациентам. Профессионально укомплектованных клиник может быть два десятка, а дальше идут клиники с одним-двумя сильными врачами и остальными "рядовыми" сотрудниками. Эти два десятка клиник, где, как правило, обслуживают состоятельных людей, занимают верхний пласт. Потом идет средний слой, где обслуживают людей со средним достатком, там уже конкуренция между клиниками больше, так как не требуются врачи экстра-класса. А далее - огромный (75-80%) пласт клиник с высочайшей конкуренцией, потому что все вчерашние выпускники идут туда и обслуживают пациентов, не имеющих возможности платить хорошие деньги за качественное лечение.

Не ленитесь искать настоящих профессионалов, не жалейте средств на повышение квалификации специалистов клиники: вы можете быть сколько угодно прекрасным бизнесменом и стоматологом, но не сможете в одиночку обслужить всех пациентов. Профессионализм сотрудников - это имидж клиники. Вам нужны квалифицированные "руки", чтобы занять свою голову развитием бизнеса. Инвестируйте в квалификацию врачей: вложения окупятся потоками пациентов.

Важный фактор, от которого зависит успех частной стоматологии, - это правильный выбор типа клиники. Сеть клиник я бы не рекомендовал никому, кто хочет это сделать бизнесом, потому что сеть невозможно контролировать. А не контролируя в деталях бизнес, вы нач нете терять его.

Экономика Бизнес Малый бизнес