Майкл Макфол, посол США в Российской Федерации
Несколько недель назад один из читателей моего микроблога в Твиттере напомнил мне, что с момента моего приезда в Москву прошло уже целых сто дней. Я был весьма удивлен ажиотажу вокруг цифры: хорошо, что кто-то такие вещи замечает! Этот твит вдохновил меня на то, чтобы поразмышлять: что мне удалось сделать в течение этих первых 100 дней - и чего я хотел бы добиться в следующие 100 дней и в дальнейшем?
Моя первая мысль: нужно оттолкнуться от глаголов действия. Я приехал в Россию не для того, чтобы быть послом. Скорее, я приехал в Россию представлять президента Барака Обаму, его администрацию, представлять американский народ. Президент Обама обратился ко мне с предложением стать его представителем в России, чтобы я смог продолжить и углубить политику "перезагрузки", которая началась в отношениях между двумя нашими странами в 2009 году.
Разработка новых маршрутов транзита грузов через Россию, позволившая поддержать мирных граждан и американских солдат в Афганистане, которые находятся там для борьбы с терроризмом, содействия становлению афганской государственности и развития этой страны в предсказуемом и безопасном русле на благо Соединенных Штатов Америки, России и всего мира; новый договор о СНВ, благодаря которому стало возможным значительное сокращение числа единиц ядерного оружия и ракет-носителей, находящихся в арсенале у России и США, до рекордно низкого уровня; "Соглашение 123" о российско-американском сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии; создание двусторонней Президентской комиссии, насчитывающей в настоящее время 20 рабочих групп по всему спектру вопросов (от взаимодействия в борьбе с наркотиками до сотрудничества в области инноваций и верховенства права); новый визовый режим, призванный упростить туристические и деловые поездки для граждан обеих стран; внесение поправок в Соглашение об утилизации плутония; тесное сотрудничество в сфере нераспространения ядерного оружия в условиях новых вызовов, связанных с ядерными программами Ирана и КНДР; совместная работа, направленная на успешное завершение переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Все это лишь некоторые из множества конкретных результатов политики "перезагрузки".
Проанализировав эти достижения в контексте начинающегося четвертого года президентства Барака Обамы, понимаешь простую истину: при такой высокой планке сохранение темпов развития двухстороннего сотрудничества представляется не менее важным. Удача в разрешении всех этих "простых" вопросов (хотя в то время простыми они вовсе не казались!) означает только то, что более сложные проблемы остаются нерешенными.
"Перезагрузка" прошла испытание и новыми проблемами, неожиданно появившимися на повестке дня наших двусторонних отношений. Одним из примеров таких проблем является сирийский вопрос. Другой пример: состоявшиеся в России выборы, которые вызвали волну антиамериканской риторики. Для многих аналитиков, не знакомых с российской ситуацией изнутри, переход президентских полномочий от Дмитрия Медведева к Владимиру Путину сопровождался сомнениями относительно сохранения преемственности в наших двусторонних отношениях. Когда я приехал в Россию 100 дней назад, все эти факторы в целом создали момент неопределенности в отношениях между США и Россией.
И все же для меня очевидно, что сто дней спустя основная траектория развития американо-российских отношений сохраняется без изменений. Россия и США продолжают сотрудничество по Ирану, КНДР и Афганистану. Сегодня наши подходы к решению сирийского вопроса существенно сблизились по сравнению с той ситуацией, которая была в начале года. Теперь, когда в России завершился электоральный цикл, снижается и число некорректных выпадов в адрес моей страны и высказываний в СМИ и в Интернете, преувеличивающих роль США в этом процессе; однако, безусловно, честная критика нашей внутренней и внешней политики присутствует. И самое главное, мы получили четкие сигналы российского руководства о том, что смена президента России не приведет к изменению политики в отношении США.
Предполагаю, что для целого ряда критиков в Соединенных Штатах преемственность двусторонних отношений станет поводом для осуждения нашей политики в отношении России. Это вполне здоровая практика, часть демократического процесса. Я твердо верю в то, что конструктивная критика от вдумчивых оппонентов улучшила политику США в отношении России за последние три года.
Рост торгового оборота и инвестиций между нашими странами является одним из главных приоритетов президента Обамы. Именно поэтому я уделил особое внимание встречам с лидерами американского делового сообщества в России. Они проделали поразительную работу, позволившую вывести на рынок свои товары и услуги, заработать капитал и создать рабочие места для россиян и американцев.
В 2011 году торговый оборот между США и Россией достиг рекордно высокого уровня, составив 42,9 млрд долларов. Это большой шаг вперед по сравнению с прошлыми результатами, однако для наших двух стран это все еще слишком малый объем торговли. В ходе встречи с руководителями американских компаний я особо подчеркнул приверженность администрации Обамы взаимодействовать с Конгрессом США по вопросу отмены поправки Джексона-Вэника для России.
Для того чтобы теснее общаться с россиянами, я создал страницы в социальных сетях: микроблог в Твиттере и аккаунт на Фейсбуке. Уже через три месяца количество читателей Твиттера возросло почти до 25000, число друзей на Фейсбуке выросло до 3459, а подписчиков - до 500. Все эти технологии являются новыми для меня. Иногда, стремясь быть открытым и спонтанным, я размещал в микроблоге мысли, которые требовали более серьезного размышления, нуждались в уточнении. Но в целом я очень доволен тем, как много я могу извлечь из этих платформ, напрямую взаимодействуя с гражданами России на всей территории этой огромной страны.
Новые коммуникационные технологии позволили мне принять участие практически во всех крупных совещаниях по вопросу политики в отношении России, проходивших в Вашингтоне. Я приятно удивлен тем, насколько тесно я ощущаю связь с моими коллегами в администрации. Это уникальное преимущество нашего времени, которым дипломаты не имели возможности пользоваться в прошлом.
Я также считаю жизненно важным аспектом своей работы поддержку американской общины, проживающей в Москве. Здесь, в бывшем особняке Второва, резиденции посла США, у меня состоялась встреча с американскими гражданами: студентами, художниками, представителями бизнеса, живущими в столице России. На встрече я призвал всех американцев, проживающих в Москве и за ее пределами, стать "гражданами-послами" Соединенных Штатов, поскольку ежедневное общение с российскими соседями, коллегами и партнерами оказывает глубокий, длительный эффект на разрушение стереотипов и всякого рода заблуждений. Мы с супругой получили искреннее удовольствие от встречи и планируем сделать ее ежегодной.
Стараясь внести свой вклад в эти важные двусторонние и международные вопросы, я вместе со своей семьей также хотел бы продолжать наслаждаться всем тем, что может предложить Россия. Я буду рад, если кто-то захочет посоветовать нам места, куда интересно поехать, мероприятия, которые стоит посетить, впечатления, которые нам с семьей непременно стоит получить в следующие 100 дней. И через 100 дней я расскажу о наших приключениях!
Также доступна английская версия статьи.