В России сегодня 65 процентов школ - сельские. Как выжить малокомплектной школе, чем привлечь молодых учителей в села и деревни, как удержать их там? Об этом шла речь на форуме, который прошел в одном из залов Государственной Думы.
Более 20 регионов, в том числе и такие отдаленные, как Республика Саха - Якутия, прислали своих делегатов. Самым молодым оказался как раз учитель английского языка из Якутии Федор Ушканов. Он, кстати, к тому же и победитель регионального этапа конкурса "Учитель года-2012". Ему-то коллеги и задали главный на сегодняшний день вопрос - как привлечь педагогическую молодежь в села.
- Как ни крути, а зарплата и жилье остаются основными точками, которые определяют, придет ли молодой человек работать в школу в глубинку или нет, - признается учитель.
Государство и регионы помогают выпускникам педвузов - есть и федеральная программа выплат для тех, кто едет в отдаленные районы учительствовать (500 тысяч рублей), и региональные гранты. Но проблема остается.
- У нас в школе средняя зарплата - 10 тысяч рублей, - рассказывает учитель географии, замдиректора Криушинской средней школы Рязанской области Татьяна Серебрякова. Ее школа - та самая, которая сгорела дотла во время бушующих лесных пожаров летом 2012 года. - Сейчас у нас школа новенькая, с иголочки - после пожара отстроили быстро и качественно. Не было учителя физкультуры - еле отыскали студента-старшекурсника. Он пришел, увидел наш зал с новыми снарядами, и глаза загорелись. Но ему как молодому специалисту мы, увы, не можем предолжить пока больше 6 тысяч.
По словам Татьяны Серебряковой, от муниципальных и региональных властей молодые специалисты - педагоги получают 15 тысяч рублей "подъемных" и прибавку к зарплате - 300 рублей в месяц.
- Смешные деньги, конечно, но хоть что-то, - вздыхает учитель. - Зато нашему студенту квартиру двухкомнатную в новом "учительском" доме рядом со школой дали.
Прежде чем закрыть форум и отправиться на прогулку по Москве-реке, педагоги - члены новой ассоциации приняли резолюцию. Минобрнауки они рекомендуют создать Федеральный консультационный центр онлайн-консультаций для сельских учителей, субъектам - рассматривать возможность закрытия малокомплектной школы только как крайнюю меру, ввести в сельских школах систему дистанционного образования.