РГ: Что все-таки показала расшифровка "черных ящиков"?
Игорь Виноградов: Как советник в составе индонезийской комиссии по расследованию катастрофы по международным правилам не могу сказать, что там было. Но я могу сказать, что там не было, и развеять домыслы в СМИ.
Действительно появился ряд странных заявлений. Например, что на борту воздушного судна был ребенок. Что там якобы слышали его голос. Этот полет официальное мероприятие. И туда допускаются только те лица, которые официально представлены производителю авиакомпаниями. Никто билетов на эти рейсы не продавал. Нам пришли официальные письма от авиакомпаний с просьбой ознакомиться с работой самолета, устройств в кабине экипажа, в пассажирском салоне. И люди попадали на борт по "открытому листу", где были внесены их паспортные данные. Руководитель одной крупной индонезийской авиакомпании хотел попасть на борт, но мы его не пустили. И он очень обиделся. А потом очень благодарил…
РГ: Говорят, что катастрофа произошла из-за неисправной системы кондиционирования.
Игорь Виноградов: Система эксплуатации кондиционирования работает относительно стабильно, но были случаи, когда она выдавала сигналы отказов, и в соответствии с летным руководством летчику в таких случаях предписано снизиться до безопасной высоты 7 600 метров и продолжить полет. Нет необходимости уходить ниже. А столкновение с горой произошло на высоте чуть больше двух тысяч метров. И эта версия совершенно притянута за уши.
РГ: А версия, что наземное диспетчерское оборудование не работало в аэропорту, - она может быть правдивой?
Игорь Виноградов: Могу сказать лишь то, что не было такой ситуации, что не работали службы управления воздушным движением. Технически вся аппаратура была исправна. И они могли сопровождать самолет в течение всего полета. И записи свидетельствуют об этом.
РГ: Гроза могла стать причиной катастрофы?
Игорь Виноградов: Мы смотрели метеосводку на время происшествия, и там не было упоминания о грозовых облаках на время катастрофы.
РГ: Еще говорят, что летчик принял решение об изменении маршрута. А также отключил ряд приборов, которые его предупреждали о столкновении.
Игорь Виноградов: Сейчас это анализируют, оценку даст комиссия. Но могу сказать, что системы все функционировали, в том числе и система предупреждения об опасном столкновении работала. Почему, возможно, летчик отключил систему, это надо проанализировать очень досконально и понять всю ситуацию. Возможно, у него было расхождение представления, где он летит, с показаниями приборов. Но этого никто сейчас не подтвердит до конца расследования. Что касается изменения маршрута, то пилот имеет право на это по согласованию с диспетчером, и записи говорят, что он так и делал. Как разрешил диспетчер лететь - он эту высоту держал, вплоть до последнего... Никуда самолет не падал, не входил в неуправляемое состояние.
РГ: Были версии, что произошло столкновение с другим самолетом
Игорь Виноградов: Этого не было. Люди строят домыслы. Это часто бывает, когда хотят сразу знать, что произошло. Тут выдвигаются любые версии. Миф о том, что катастрофа произошла из-за разгильдяйства, бравады экипажа. Я, честно говоря, видел многих летчиков, но более дисциплинированного, чем Александр Яблонцев, не встречал. С летного училища он всех строил и порядок наводил. Это самый подготовленный летчик, который летал на этом типе воздушного судна. Он делал первый вылет, отрабатывал работу системы предупреждения опасного сближения с землей. Всегда отличался четкостью выполнения задач.
РГ: Знал ли пилот о существовании "каверзной" горы, о которую разбились еще несколько самолетов?
Игорь Виноградов: Вся ситуация произошла не на рейсовом самолете. Это был демонстрационный тур, и самолет должен был пролететь большое количество аэропортов. Он пересек экватор. И пересчитать все горы на пути невозможно. Но, как того требуют правила, заранее пилот должен был ознакомиться с местностью в зонах полетов. Что было и сделано, и проверялось. Независимая комиссия оценивала готовность самолета, документации, летного экипажа, наличия у них всех необходимых карт, загрузку соответствующих электронных карт в бортовую систему. Об этом есть тысячи документов.
РГ: Прошла информация, что было два самолета в демонстрационном туре.
Игорь Виноградов: В нем участвовали наши близняшки, предназначенные для демонстрации типовой конструкции. Они не были предназначены для экстремальных испытаний. Они должны были показать готовность к эксплуатации на регулярных рейсах. На них было штатное оборудование, в том числе и спасательное. Единственное, они были оборудованы дополнительной аппаратурой для записи параметров работы систем во время этих полетов. На этих самолетах мы летали на международные авиасалоны в Европе. Замена самолета случается. Первый самолет после демонстрационного полета вернулся домой потому, что было подозрение на неисправность. Мы готовились к этому мероприятию очень долго и серьезно, и сбоев в работе техники и экипажа не ожидали.
РГ: Пилот мог себя плохо чувствовать и неадекватно оценивать ситуацию?
Игорь Виноградов: Судя по записям, этого не было. Он вел себя внятно, корректно.
РГ: Кто-то отвлекал пилота, входил в кабину?
Игорь Виноградов: Во время демонстрационного полета могли зайти представители авиакомпаний, другие летчики. Не очень летчика отвлечешь во время пилотирования. Но он в это время утюжил, ходил по кругу, совершая элементарный полет.
РГ: А что говорят "первоочередные рекомендации"?
Игорь Виноградов: Если внимательно прочитать рекомендации, которые выпустили авиационные власти Индонезии, то там нет пунктов о срочной проверке парка, остановке эксплуатации самолетов. Для этого и существуют первоочередные рекомендации. Но там говорится, что нужно провести дополнительное обучение, так делается, если есть подозрения - летчик что-то не учел. Местной службе управления воздушным движением дана команда гарантировано обеспечить контроль за безопасной высотой. Комиссия продолжает анализировать совокупность всех факторов. Обещали представить нам скоро на согласование проект заключения, но точных сроков не сказали. Индонезийские расследователи не любят, когда их толкают в спину. И нам нужно, чтобы они дали обоснованное, аргументирование заключение.