Причиной крушения "Суперджета" в Индонезии может быть ошибка диспетчеров

Второй и последний свой демонстрационный полет в Индонезии "Суперджет 100" совершал в другом направлении, чем первый, так как изменилось направление ветра, сказал "РГ" источник, близкий к расследованию.

Пилот не должен был уходить из 20-мильной зоны, но почему-то оказался за ее пределами. Судя по материалам, которые были опубликованы в индонезийском журнале "Темпо", диспетчер просто не видел этого. И возникает вопрос: было ли в рабочем состоянии оборудование на диспетчерской вышке местного аэропорта? Но эту информацию в Объединенной авиастроительной корпорации комментировать не стали.

Индонезийское СМИ предполагает, что, "будучи незнакомым с контуром маршрута до Пелабухан Рату, пилот был удивлен, когда поворот направо привел к гребню горы Салак. Повреждение, причиненное гребню, говорит о том, что Александр Яблонцев пытался набрать высоту, но не было достаточного расстояния или времени". У пилота было только девять секунд для того, чтобы обойти гребень горы. По мнению индонезийской стороны, "диспетчер не должен был подтверждать запрос пилота на поворот направо, так как гора была фактически показана на радаре". Но как уже писала "РГ", пилот отключил систему оповещения и был в полной уверенности, что летит над рисовым полем, по старому маршруту. Однако старший гендиректор службы управления воздушным движением в Сукарно-Хатта Мыля Абдит утверждает, что снижение и поворот направо были подтверждены диспетчером, так как самолет находился в учебной зоне авиабазы Атанг Сенджаджа. "Это чистая зона. Даже если самолет попросит снижения до 3 тысяч футов, ему, безусловно, это будет подтверждено", - сказал он.

Однако статистика говорит, что в зоне последнего полета "Суперджета 100" только в первой половине 2012 года произошло около 40 серьезных и малозначительных происшествий в результате халатности авиадиспетчеров. Только благодаря пилотам удалось избежать столкновения двух гражданских судов, отмечает издание. Полный текст статей о расследовании причин катастрофы журнала "Темпо" можно прочитать на сайте "РГ".

Что касается рекомендаций о подготовке пилотов, которые индонезийская комиссия опубликовала в своем отчете о катастрофе еще 22 июня, то о причинах крушения в нем ничего напрямую не говорится. При этом индонезийская сторона не дает советов авиакомпаниям по эксплуатации "Суперджета 100". Это означает, что ее можно продолжать в соответствии с выпущенной документацией, пояснили в компании. Увы, пока официальных данных у российских журналистов нет, так как расследование ведет индонезийская сторона, как того требуют международные нормы. Российские же власти пока не могут делать официальных заявлений.