Так, в сфере здравоохранения буквально за последние два-три года были достигнуты существенные результаты. По итогам деятельности экс-кабинета и экс-министра Татьяны Голиковой уже сегодня видны позитивные демографические тренды. Снижение смертности - объективный факт. Сердечно-сосудистые заболевания, онкология, туберкулез, смертность от которых росла раньше из года в год - сейчас заметно снижается.
Все эти результаты построены на работе системы госпрограмм: национальной онкологической, медицинской помощи в ДТП, а также программы по совершенствованию медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Существует и другой немаловажный проект - программа модернизации здравоохранения.
Принцип отраслевой модернизации, как идея госполитики, в этой сфере реализуется масштабно и с приоритетом на региональный уровень. Территории РФ системно получают новые лечебные корпуса и новое оборудование. Кардинально выросла доступность медицинских услуг в стране, и теперь во многих регионах можно получить медицинскую помощь принципиально нового качества. Немаловажно и то, что больше нет необходимости прохождения курса лечения в столичных федеральных центрах - все проблемы решаются оперативно на местах.
Сохранение приоритетности для правительства темы здоровья россиян косвенно подтверждает и то, что министерство здравоохранения и социального развития РФ разделилось на два ведомства. Здравоохранением, что приятно, будут заниматься отдельно. Уже официально Вероника Скворцова, новый министр здравоохранения, обозначила приоритеты в работе нового минздрава: это увеличение числа квалифицированных кадров, развитие медицинской науки, глобальное улучшение профилактики. Подобные заявления выглядят как логичное продолжение действующих программ по изменению ситуации в отрасли.
Акцент на кадрах нового минздрава вроде бы вполне логичен. Теперь в "модернизированном" здравоохранении будет работать больше квалифицированных специалистов, а программы совершенствования медицинской помощи населению по выделенным направлениям начнут активно развиваться. Но несмотря на внешне весьма позитивную картину, параллельно складывается ситуация, которая небезосновательно дает причины для тревоги - еще с конца прошлого года реализация госпрограмм в здравоохранении начала резко тормозиться. Причем основная фактическая причина - проблемы на уровне регионального финансирования программ.
Цепочка взаимоотношений между федеральным центром, регионом и поставщиками медицинского оборудования начала давать сбои. В основном это коснулось оплаты госконтрактов, которые были в значительной степени выполнены, но по ряду объективных причин не закрыты до конца финансового года. Федеральные бюджетные средства, несмотря ни на что, были отозваны. В итоге сегодня регионам просто нечем расплачиваться с поставщиками. Причем эта ситуация коснулась серьезных игроков на медицинском рынке - тех, кто обеспечивает поставки на сотни миллионов рублей, гарантируя заказы за счет собственных средств.
А. Матюшин, президент ГК "ТРИММ МЕДИЦИНА" (одного из крупных поставщиков по программе модернизации здравоохранения), комментирует эту ситуацию следующим образом:
"Задолженности по поставкам 2011 года носят существенный характер. Это, естественно, наносит поставщику значительный ущерб ввиду того, что штрафные санкции по государственным контрактам носят "драконовский" характер - до 1% в день, а за задержку платежей со стороны поставщика - на уровне ставки рефинансирования (8%). Эта ситуация приводит к тому, что поставщик после исполнения условий контрактов должен обращаться в суд, дабы попытаться отсудить "зеркальные" условия для себя. К сожалению, это становится повседневной практикой..."
Еще серьезней обстоит ситуация в области реализации программы онкологической помощи населению. Напомним, что по данным бывшего министра здравоохранения и социального развития России Татьяны Голиковой, в 2010 году в России впервые наметилось улучшение показателей по смертности от онкозаболеваний - они составили 0,3 процента. За 2011 год - снижение почти на 1,7 процента. Это связано, по ее словам, с тем, что в России стали чаще выявлять онкозаболевания на начальных стадиях благодаря внедрению современных технологий. В частности, в ряде регионов, в которых реализовывалась программа, удалось добиться снижения смертности до 2,1 процента. И это не просто цифры - речь идет о тысячах сохраненных жизней.
Ситуация осложняется и происходящими событиями на валютном рынке. Ведь регионы на основании заключенных госконтрактов рассчитываются с поставщиками рублями, а оборудование, которое поставляется в рамках госпрограмм, закупается преимущественно у иностранных производителей. Так что падение рубля по отношению к иностранной валюте наносит колоссальные убытки российскому рынку медицинского оборудования.
Как влияет на работу сложившаяся ситуация в регионах, комментирует В. Троценко, исполнительный директор ООО "МК ЮНИКС", поставщика оборудования по онкопрограмме: "Задолженность по оплате за поставленный товар была практически по всем регионам, в реализации чьих программ принимала участие ООО "МК ЮНИКС".
Ситуация в большинстве случаев следующая: поставка оборудования произведена, а помещения, в которых оно должно монтироваться, не готовы (ответственность за подготовку помещений в соответствии с действующим законодательством лежит на заказчике). Таким образом, мы подолгу не можем приступить к монтажу, а равно получить денежные средства, так как оплата, по условиям государственного контракта, производится после монтажа и ввода оборудования в эксплуатацию. В результате, оплаты по государственным контрактам осуществляются ближе к концу года. Естественно, компании несут убытки, по сути, выводя деньги из оборота на непредсказуемый период времени, что с учетом ситуации на валютном рынке, вносит дополнительный "дискомфорт". В случае нашего обращения в суд разбирательства (это уже по 2012 году) длятся в среднем 3-4 месяца... Регионы, скованные условиями контрактов, не платят за поставленное оборудование, проигрывают в судах первой инстанции, а для получения дополнительной отсрочки по времени подают апелляционные жалобы".
С другой стороны - позиция региональных чиновников. Например, в Мурманской области, участвовавшей в онкопрограмме в прошлом году, областной минздрав не раз пересматривал в течение года технические задания на реконструкцию помещений Мурманского областного онкодиспансера, но средства так и не перечислил.
- Область должна была выделить из собственных средств порядка 30 процентов от общей суммы, направленных на реконструкцию федеральными властями, - рассказывает "РГ" главный врач Мурманского областного онкологического диспансера Дмитрий Коваленко. - В итоге местные власти деньги на реконструкцию не выделили. И в выделении федеральных средств региону, естественно, было отказано. В итоге сейчас дорабатываем проекты реконструкции, надеемся все-таки получить необходимые средства от области, и начнем готовить помещения под технику. В 2013-2014 году, возможно, вновь будем подавать заявку на участие в программе.
По словам главного врача, если бы не затягивали этот процесс, пациентов можно было лечить уже сегодня на месте, не отправляя в Москву.
Сами чиновники свою нерасторопность объясняют просто - подобная работа для них в новинку, кроме этого сложностей добавляет и существующее законодательство. По словам первого замначальника управления здравоохранения Тамбовской области Ольги Винницкой, процесс затягивается из-за сложностей в подготовке документации и конкурсов.
- Зачастую время тянут и поставщики оборудования, ведь техника закупается под заказ, - рассказывает "РГ" Ольга Винницкая. - Длительное время требуется для поставки и монтажа оборудования. Наш регион такой не один, подобные процессы идут долго во многих областях - участниках онкопрограммы.
Причем такие сбои создают сильное торможение в отрасли по многим направлениям: наносится удар по серьезным игрокам рынка, которые не только участвовали в обеспечении эффективности госпрограмм, но и начали вкладывать существенные инвестиции в науку.
Не исключено, что в дальнейшем это приведет к тому, что поставки дорогостоящей медицинской техники будут тормозиться, соответственно, регионы не способны будут выполнить программу в срок. А ведь каждый месяц простоя в медучреждениях измеряется тысячами пациентов по всей стране, так и не получивших необходимой диагностики и лечения.
Причем некоторые игроки рынка причины сложной ситуации связывают с неразберихой в федеральных ведомствах. Надежда Седова, генеральный директор компании "Техномедикал" комментирует неожиданные сложности так: "Действительно, задолженность по ряду проектов, выполненных "Техномедикал" в рамках нацпрограммы "Онкология", для медицинских учреждений Тамбовской и Владимирской областей существует и составляет более 100 миллионов рублей. Заказчики связывают это с задержкой перечисления средств из федерального бюджета. Мы надеемся, что в самое ближайшее время после завершающихся перестановок в минздравсоцразвитии, а также в региональных органах власти оплата по контрактам будет выполнена".
Случаи невыплат средств поставщикам дорогостоящего медицинского оборудования участились именно в этом году. Участники рынка отмечают, что ранее подобных сбоев не было. То, что корень проблемы в ослаблении в последние два года контроля за реализацией программ, сомневаться не приходится.
Важно отметить, что именно нынешний министр Скворцова, будучи в должности заместителя министра здравоохранения и социального развития РФ, стояла у истоков развития столь значимых социальных проектов. Это дает основания надеяться на выправление новым министром ситуации, принятие антикризисных мер и политических решений. Ведь если не сохранить результаты, такой ценой достигнутые за последние годы, вопрос о следующем этапе развития здравоохранения может потерять актуальность. А "квалифицированным кадрам" будет просто не на чем и не с кем работать.