О том, что дает стране участие в форуме и как связана "парламентская проекция АТЭС" с экономическим и внешнеполитическим влиянием, "Российской газете" рассказал зампред Совета Федерации Ильяс Умаханов.
В мире насчитываются тысячи международных организаций разного масштаба и представительности. Что из себя представляет АТПФ и почему для России важно членство в этом форуме?
Ильяс Умаханов: Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум как организация создан в январе 1993 года, когда представители парламентов 15 стран, собравшись на учредительной конференции в Токио, приняли совместную декларацию. Главным направлением деятельности АТПФ было провозглашено сотрудничество, нацеленное на укрепление мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В том же году в АТПФ вошла и Российская Федерация, а с 1995 года российская парламентская делегация принимает участие в ежегодных сессиях АТПФ. В настоящее время АТПФ объединяет 27 государств, включая такие, как Австралия, Индонезия, Канада, КНР, США, Япония. В целом в странах АТР проживает 40 процентов населения земного шара, на них приходится 54 процента мирового ВВП и 44 процента мировой торговли. Это наиболее динамично развивающийся регион планеты.Излишне говорить, что Россия, три четверти территории которой находится в Азии, а береговая линия Тихого океана и его морей - одна из самых протяженных, является естественным и заинтересованным участником сообщества государств АТР, всех форм сотрудничества, существующих и развивающихся в этом мировом регионе. Напомню, кстати, что Россия - тихоокеанская страна с большим "стажем": первый российский порт на дальневосточных берегах - Охотск - был основан в 1648 году, то есть более, чем за полвека до появления "окна в Европу" на балтийском побережье. Сегодня национальные интересы России требуют все более интенсивного включения в сложившиеся на пространстве АТР механизмы многостороннего торгово-экономического сотрудничества, расширения и углубления двусторонних связей, активизации политического взаимодействия.
Россия уже состоит в нескольких крупных международных организациях, занимающихся проблемами этого региона - АТЭС, АСЕАН, ШОС. В чем особенность и специфика АТПФ?
Ильяс Умаханов: Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум занимает особое место. И не только потому, что АТПФ включает наибольшее число стран-участниц. Можно с большой долей уверенности утверждать, что именно межпарламентское измерение международных отношений играет в АТР наиболее стратегическую, долговременную роль. С одной стороны, это следует из огромного разнообразия объединенных в этом регионе культур, национальных традиций, религий, а с другой - высокой динамики экономических интеграционных процессов, зачастую опережающих процессы сближения в правовой и, в целом, в гуманитарной сфере. И здесь роль парламентариев - законодателей, представляющих во властных структурах своих стран самые различные слои, их умение вести терпеливый конструктивный диалог трудно переоценить.
В январе этого года в Токио на юбилейной ХХ сессии АТПФ была принята, так называемая, "Новая Токийская декларация" - документ, который по замыслу авторов должен определить стратегические приоритеты деятельности форума. Расскажите об этом документе.
Ильяс Умаханов: Работа над проектом Декларации началась задолго до проведения ХХ сессии. И тут необходимо отметить роль японской стороны и, в первую очередь, почетного Председателя АТПФ, бывшего премьер-министра Японии, господина Ясухиро Накасонэ, который 1 февраля 2010 года обратился с письменным посланием к главам парламентов стран-участниц АТПФ с предложением направить свои соображения по реформе Форума. С учетом присланных, в том числе, и российской стороной предложений японская сторона представила на XIX сессии в январе 2011 года проект реформы АТПФ. Вслед за этим, в феврале, господин Накасонэ вновь обратился к руководителям национальных делегаций с предложением прислать до конца мая 2011 года "окончательные" поправки к проекту реформы, а также - "Новой Токийской декларации". Во взаимодействии с коллегами из Министерства иностранных дел мы в Совете Федерации проделали тогда весьма объемную работу по подготовке развернутых предложений по содержанию этого программного политического документа. Направленные в срок господину Накасонэ, они нашли у него высокое понимание и вызвали благодарный отклик. Должен с удовлетворением отметить, что наши основные идеи и подходы учтены, если не текстуально, то по духу и замыслу документа, о чём я с удовольствием сказал, выступая на пленарном заседании ХХ сессии Форума. Значение "Новой Токийской декларации", на мой взгляд, состоит не только в придании обновлённых смысловых и политических основ дальнейшей интеграции АТР, но создаёт прецедент успешного диалога, проходившего в столь многочисленной и многообразной аудитории, какой является сообщество государств-членов АТПФ. Недаром, один из пунктов принятой Декларации особо подчеркивает: "Терпимость, сдержанность и взаимная помощь есть те качества, которые взращивались в течение многих лет в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Опираясь на эти качества, народы Азиатско-Тихоокеанского региона встали над религиозными, расовыми и этническими различиями. Иными словами, терпимость, сдержанность и взаимная помощь являются краеугольными камнями нашего регионального "общего дома", и мы, парламентарии, пришли к единому мнению, что эти качества должны быть единодушно и в полной мере уважаемы в совместных усилиях по развитию региона".
В январе следующего года во Владивостоке пройдет XXI форум АТПФ - на этот раз под председательством России. Что это даст нашей стране, кроме, безусловно, высокого и почетного статуса "хозяина дома"?
Ильяс Умаханов: Предстоящий в сентябре во Владивостоке саммит АТЭС - региональной организации, практически все члены которой входят в АТПФ - несомненно придаст новые импульсы развитию Азиатско-Тихоокеанского региона, включая восточные территории России. Достигнутый в Токио консенсус парламентариев заметно укрепляет перспективы, в том числе и экономического сотрудничества, делает его более фундаментальным и системным. И в этом контексте можно только приветствовать проведение через полгода там же, во Владивостоке, XXI сессии АТПФ, работа которой будет проходить в соответствии с обновленным Регламентом и в "идеологической" направленности "Новой Токийской декларации". Россия, как принимающая сторона обоих крупнейших международных форумов, вправе рассчитывать, что они послужат началу кардинального усиления её интеграции в наиболее динамично развивающийся мировой регион. Российский подход к сотрудничеству со странами АТР очень точно сформулировала в своём выступлении на Токийской сессии АТПФ его нынешний Председатель В. И.Матвиенко: она говорила о том, что территории Сибири и Дальнего Востока не должны рассматриваться нашими партнерами в АТР исключительно в качестве поставщиков энергоносителей, минерального и сельскохозяйственного сырья, металлов, древесины. Мы заинтересованы в инвестициях в те отрасли российской экономики, которые связаны с высокими технологиями, производством изделий с высокой степенью обработки, наукоемкой продукции, созданием современной транспортной и логистической инфраструктуры. Нет сомнения, что у Российской Федерации есть все основания для развития партнерских отношений в этом регионе именно на такой основе. Конструктивное участие наших парламентариев в столь авторитетной региональной организации, как АТПФ, дает нам эффективный инструментарий в достижении успеха.