- Заочная форма обучения себя изжила. Она давно стала неэффективной, в ней повсеместно действует коррупция, - аргументирует нововведение министр образования и науки страны Канат Садыков. - Кроме того, в Болонской системе образования, на которую Киргизия уже перешла, заочная и вечерняя формы обучения отсутствуют.
По словам министра, уже в 2012-2013 учебном году заочных отделений в республиканских вузах не будет - их заменят дистанционным образованием на основе современных технологий - интернет-лекциями и семинарами.
- Такая форма обучения намного удобней заочной хотя бы потому, что студент из другого города или государства не обязан приезжать в вуз на сессию, а может сдавать ее через Всемирную сеть, - поясняет пресс-секретарь ведомства Керез Жукеева. - А главное, в этой схеме отсутствует непосредственное общение студента с преподавателями, что исключает коррупцию.
К работе в новом формате готовятся несколько вузов: Ошский государственный университет (ОшГУ), Киргизский национальный университет (КНУ), Киргизский государственный технический университет (КГТУ) и Киргизский государственный университет строительства и архитектуры (КГУСТА). В сентябре 2012 года они уже будут встречать первенцев дистанционных отделений. К этому времени вузам необходимо создать веб-сайты, электронные библиотеки, разработать методики, учебные пособия и планы. А заочники, которых сегодня в Киргизии насчитывается около 100 тысяч, смогут беспрепятственно закончить заочное обучение в прежнем режиме до получения диплома.
По мнению Каната Садыкова, ликвидация заочных отделений призвана постепенно привести к сокращению вузов в республике и повышению качества обучения в них. "Сегодня в Киргизии действуют 52 высших учебных заведения, 31 из них - государственное, - сообщил министр "РГ". - В результате запланированного сокращения должно остаться 30 вузов. 15 получат право готовить специалистов всех уровней: бакалавров, магистров, кандидатов и докторов наук. Остальные смогут обучать только бакалавров".
Между тем, неделю назад госинспекция по лицензированию и сертификации образовательных учреждений провела проверку вузов республики. На основании ее результатов практически все заочные отделения лишились права на набор абитуриентов. Как утверждают в минобразования, во многих вузах обнаружены нарушения правил аккредитации, а часть их кадрового состава не имеет необходимой квалификации.
Вместе с тем, международных институтов и университетов нововведения киргизских чиновников не касаются. Они действуют по другим правилам и подчиняются, в первую очередь, наднациональным соглашениям. Поэтому, к примеру, в российских и турецких вузах, работающих на территории Киргизии, как и прежде, идет набор студентов на заочные отделения.
Гайша Ибрагимова, президент ассоциации "Союз образовательных учреждений":
- Отмена заочной формы обучения - сомнительная мера борьбы со взяточничеством. Любая система будет коррумпированной, если в ней четко не прописаны процедуры принятия решений и их исполнения. Я считаю, что заочная система обучения может быть даже более эффективной, чем дневная, если студенты работают в профильных сферах. Уверяю, заочник, который постоянно варится в профессиональной среде, на две головы выше студента-очника. Он имеет представление, что и как делать, четко ставит задачи и решает их. Поэтому я, например, за то, чтобы принимать в вуз людей, уже профессионально реализованных, которые что-то умеют и работают в профильной сфере.
Алексей Задорожный, студент-заочник:
- Ликвидировать заочное отделение - все равно, что признаться в собственном бессилии. Проблема в коррумпированности сотрудников образовательных учреждений, а не в самой структуре образования. Инициатива совсем не учитывает интересов занятых людей, которым теперь, будь они хоть семи пядей во лбу, высшее образование вообще не светит. Дистанционное обучение через Интернет подходит далеко не всем гражданам республики. Ведь во многих периферийных селах и городках Киргизии не то что Интернета - дорог нет. На мой взгляд, уместнее было бы не ликвидировать систему заочного образования, а добавить в нее дистанционную форму обучения.