Новости

28.06.2012 00:09

Муравейники одиночеств

В конкурсе ММКФ - фильмы болгарского и скандинавских режиссеров
 
Трейлер к фильму "Голая бухта" Видео: Предоставлено ММКФ

Конкурсный фильм Аку Лоухимиеса "Голая бухта" - новое знакомство с финским режиссером, лауреатом ММКФ-2005. В нем есть редкое сочетание жесткой трезвости в подходе к реальности с нежностью, которой пронизан каждый кадр. Это автор, который еще не забыл, что такое сочувствие. В "Голой бухте" он продолжает тему, заявленную в "Вечной мерзлоте": люди в безнадежных поисках любви.

Картина обладает "фасеточным зрением": мы одновременно следим за судьбами людей, никак не связанных друг с другом. Эпизоды смонтированы встык, без переходов, и рождается ощущение некоей общности - человеческий муравейник объят отчаянием одиночества. Люди пытаются компенсировать прореху в душе чем угодно - кто исступленно борется с пивным животиком, кто ищет секса на стороне, кто хочет славы любой ценой, а кто любой ценой хочет отсюда свалить. Действие происходит в индустриальном районе Хельсинки, где в морозном воздухе к небу тянутся апокалиптические столбы дымов, где живет интернационал "понаехавших".

Режиссер Тимо Вуоренсола любит эпатировать и называет себя последователем Эда Вуда - эксцентричного мечтателя из киноистории, автора худших фильмов всех времен

Чистота наивности здесь мгновенно обрушивается в бездну грязи, как в новелле о девочке, мечтающей стать знаменитой и для этого на все готовой. Некоторые из новелл сделаны уверенной рукой, некоторые давят на слезные железы зрителей, есть эпизоды сильные и отточенные, есть - рыхлые и незаконченные. Картина неровная, но она втягивает в свой ритм, в ней отлично работают актеры, и "русский след" в ней закреплен именем Сергея Сельянова, одного из продюсеров фильма.

В программе гала-показов прошла российская премьера нашумевшего "Железного неба". Режиссер Тимо Вуоренсола любит эпатировать и называет себя последователем Эда Вуда - эксцентричного мечтателя из киноистории, автора худших фильмов всех времен. Эксцентричен уже метод сотворения фильма: автор бросил в Интернете клич и с миру по нитке собрал средства, продемонстрировав в действии метод "краудфандинга" - "народного финансирования". Это, думаю, и привлекло к фильму внимание зрителей и прессы. Сама же картина обладает чертами "трэша": непритязательность острот и гэгов, нарочито любительский сценарий и только лобовые решения.

Это рассказ о гитлеровском последыше, который на Луне основал фашистскую базу в ожидании реванша. И вот в 2018 году американский астронавт, исследуя обратную сторону Луны, вышел к секретной нацистской базе, построенной в форме свастики. Есть там и потенциальный фюрер, и ученый, разработавший гуманное средство борьбы с чернокожими при помощи перекраски их кожи в белую. В ходе сюжета герои прилетают на тарелке в Вашингтон, где крепко достается и американскому президенту - подобию железной мымры, не слезающей с велотренажера. Фильм интересен в основном как эксперимент - грубоватое народное зрелище, сооруженное на народные деньги.

Болгарское кино выступает на ММКФ всегда заметно, поэтому смотреть конкурсный фильм "Июль" идешь с самыми серьезными надеждами. Увы, на этот раз что-то сломалось. "Июль" - драма о женщинах, которые отправились из Софии на юг, к солнечным берегам. С самого начала ясен их скепсис по отношению к Болгарии и к человечеству. Обе хорошо пьющие, обе убежденные эмансипе. Ищут диких берегов у деревушки Крапец и ведут жизнь "дикарей": разводят костры, моются под струей из бака, треплются о романе, который пишет одна из них, и о многом другом. Актрисы хорошие, диалоги натуральные, хотя и пустые, но из аннотации к фильму знаешь, что впереди насилие и коррупция, охватившие Болгарию. И аннотация создает тот саспенс, который по идее должна создать картина.

После такой аннотации плеск морской волны и тревожные крики чаек воспринимаешь как назревающую катастрофу. Но фильм все еще не стронулся с места. Купания голышом спровоцируют парочку "новых болгар" в джипе, и назревающая катастрофа на миг материализуется в их пошлых, ничего хорошего не обещающих физиономиях, но снова откладывается. И хочется, чтобы начался хоть какой-нибудь сюжет. Потому что сколько можно слушать незначительный треп эмансипе!

Все произойдет в самом финале. Будут и насилие, и унижение, и страшная месть, и даже техасская казнь бензопилой, утрамбованные в экспресс-пятиминутку. Остановившаяся экзистенциальная драма перейдет в торопливый ужастик с вендеттой, спасительным креном в иронию и англоязычным шлягером на титрах.

Режиссер-дебютант Кирилл Станков сам написал сценарий, доказав на практике, что режиссура и драматургия - профессии разные. Первой он худо-бедно владеет, второй - не владеет вовсе. И мотор фильма захлебнулся, не успев раздухариться. Теперь интересно, сумеет ли член жюри хороший болгарский режиссер, лауреат ММКФ Явор Гырдев преодолеть соблазн дать соотечественнику фору.

Добавьте RG.RU 
в избранные источники