В России создадут финансовое агентство

Вчера в Кремле в зале ордена Святой Екатерины Владимир Путин представил основные тезисы Бюджетного послания на ближайшие три года.

Бюджетное послание принимается правительством за основу при подготовке проекта федерального бюджета на ближайшие три года. Глава государства представляет его основные тезисы лично председателю правительства, кабинету министров, руководству обеих палат парламента и председателю Банка России.

Владимир Путин констатировал, что благодаря ответственной бюджетной политике удалось и кризис преодолеть, и сформировать хорошие макроэкономические условия. "Эти базовые завоевания нам, безусловно, необходимо сохранить", - подчеркнул он.

Но нужно усиливать эффективность бюджетной политики. Ресурсы госказны, инструменты финансового регулирования должны быть нацелены на реализацию стратегии программы преобразований, которая получила поддержку большинства граждан.

Принципиальная задача - сохранение макроэкономической стабильности и устойчивости бюджета. "Ненефтегазовый дефицит слишком велик", - признал Владимир Путин. Поэтому нужно стимулировать экономический рост, застраховать бюджет от резких колебаний цен на энергоносители.

Этими вопросами занималось еще прежнее правительство, и было решено вернуться к так называемому бюджетному правилу. Так можно будет накапливать резервы и иметь дополнительные средства для реализации долгосрочных программ и исполнения обязательств. При верстке бюджета за основу будет браться средняя цена на нефть за 5 лет.

Причем ежегодно расчетный период будет увеличиваться на один год. И если фактическая цена окажется выше средней, то дополнительные расходы пойдут в Резервный фонд, а если ниже - наоборот, фонд покроет недостачу, направив ее в казну.

"Необходимо установить максимальный размер Резервного фонда", - считает Владимир Путин. Если поступившие средства превысят этот лимит, они отправятся в Фонд национального благосостояния, и рациональное их использование предстоит еще продумать.

Президент призвал к более гибкой стратегии управления фондами. "Нельзя класть все яйца в одну корзину", - объяснял необходимость минимизации рисков Путин. "Прошу продумать вопрос о создании российского финансового агентства", - распорядился глава государства.

Путин также сообщил, что обсуждал вопрос страховочных механизмов на второе полугодие с премьер-министром. "Я не буду возражать против такого подхода при условии, что принципиальные вопросы по использованию такого механизма будут заведены исключительно на председателя правительства", - сказал он.

Еще президент говорил о необходимости удержать инфляцию на низком уровне, учитывать любые сценарии развития экономики и иметь инструменты оперативного реагирования. В бюджет нужно заложить средства на случай возможных кризисов.

"Деньги должны идти в обмен на преобразования, - заявил глава государства. - Каждый рубль федерального бюджета должен стимулировать развитие". При этом общество имеет полное право знать не только на какие цели госсредства были потрачены, но и какую отдачу они дают, наказал президент.

"Нужно увязать рассмотрение хода реализации социально-экономической политики и подведение итогов исполнения бюджета", - продолжил Владимир Путин. И делать соответствующие выводы, в том числе и в отношении руководства министерств и ведомств.

Глава государства напомнил и о том, что не один год говорится о формировании бюджета на основе госпрограмм. "Прошу заложить их в бюджетную стратегию России до 2030 года", - сказал он.

Глава государства напомнил, что государственные вложения не должны подменять собой частные инвестиции, наоборот - служить катализатором.

Еще предстоит предусмотреть меры, способствующие адаптации экономики при вступлении в ВТО. Хотя "все, что можно было, выражаясь простым языком, отжать, все сделано", опасения бизнеса оправданны, считает Владимир Путин.

Президент также пообещал не повышать и зафиксировать уровень налоговой нагрузки для несырьевого сектора и призвал избавить бизнес от дублирующей работы по подготовке налоговой отчетности - разрешить использовать бухгалтерские документы. При этом нужно улучшить качество администрирования.

"Необходимо определиться со стратегией развития пенсионной системы, с долгосрочными источниками ее финансирования", - продолжил президент. Ее стабильность должна быть гарантирована на годы вперед.

Путин не забыл и про регионы. Полномочия местных органов власти должны быть подкреплены стабильными источниками, а в отношении доходов нужно придерживаться жесткой финансовой дисциплины. Нужно помнить, что важнее всего - повысить зарплаты бюджетникам. "Они порой едва превышают прожиточный минимум, - заметил президент. - Несмотря на то что ассигнования на социалку из года в год увеличиваются". Средства нужно использовать эффективно, в который раз учил он: нужно перейти к эффективному контракту, четко определяющему условия оплаты труда и соцпакет работника - тогда и зарплаты вырастут, и государство станет конкурентоспособным работодателем.

Кроме того, не нужно ущемлять частные учреждения, оказывающие госуслуги - бюджет выделит деньги, а уж человек выберет сам, куда обратиться. "Права на бесплатное образование и здравоохранение это не отменяет", - предупредил Путин и попросил все политические силы "исключить все спекуляции на эту тему".

Закончил глава государства на инновационной ноте: посоветовал внедрять электронную систему в бюджет - это сделает его более прозрачным. Владимир Путин считает, что нужно создать единый портал бюджетной системы. Параметры бюджета на следующий год правительство рассмотрит на одном из ближайших заседаний.

Министры со всем были согласны. "Параметры достаточно жесткие, но в условиях нестабильности и турбулентности по-иному нельзя", - считает глава минфина Антон Силуанов. Главное - создать необходимые механизмы на случай непредвиденных ситуаций.

Глава минэкономразвития Андрей Белоусов расставил приоритеты. В первую очередь нужно решить социальные задачи - повысить зарплаты бюджетникам. Второе - это экономический рост, в этом полугодии он опережает прогнозы и составляет около 4 процентов ВВП.

Но этого недостаточно, чтобы в полтора раза увеличить производительность труда, признал Белоусов, а также реформировать социальную сферу. Нужно увеличить рост ВВП до 6 процентов. А для этого - снять инфраструктурные ограничения.

Третий приоритет - решение оборонных задач, четвертый - сокращение ненефтегазового дефицита, который создает неприемлемо высокий риск для экономики. Сейчас он больше 10 процентов, а нужно хотя бы 5.

Эффективность бюджета повысят госпрограммы, их будет 41. В этом году правительство утвердит 18, и они станут основным инструментом стратегического управления.

Но нужно утвердить детальные планы по их реализации, потому что пока таких "дорожных карт" нет. И конечно, эти планы придется жестко увязать с финансовыми ресурсами и принять их не позднее первого квартала 2013 года.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов пояснил, что новое бюджетное правило по порядку использования нефтегазовых доходов будет принято в весеннюю сессию Госдумы. А помощник президента Эльвира Набиуллина прояснила будущее анонсированного Путиным Росфинагентства. Оно появится в течение нескольких месяцев и будет управлять суверенными фондами и долговыми обязательствами государства с начала следующего года - такой срок установил президент.

комментарий

Евгений Ясин, научный руководитель НИУ "Высшая школа экономики"

То, что при расчете бюджета страны, будут ориентироваться на среднюю цену нефти за пять лет, а потом постепенно и за десять, дает надежду, что мы, наконец, когда-нибудь начнем слезать с сырьевой иглы. Значит, жизнь страны и каждого из нас может стать более стабильной.

Главное даже - не как считать базовую цену нефти. Важнее другое. Если ее реальная стоимость будет выше, то эти средства пойдут в Резервный фонд, а не на текущие расходы. Мы довольно пожировали за счет нефти.

Пора создавать новые серьезные резервы, изыскивать дополнительные источники бюджетных доходов. Откуда и как? Это серьезный вопрос. Он упирается в задачу, которую мы до сих пор не взялись решать. Речь идет о диверсификации российской экономики, чтобы мы в меньшей степени зависели от добычи и экспорта сырья. Надо развивать другие секторы и создавать условия, при которых они могли бы стать источником экспортных доходов либо позволяли существенно снижать импорт без потерь для российской экономики. Быстро эту задачу решить нельзя, но надо приступать. В самое ближайшее время.

И здесь многое будет зависеть от самочувствия нашего бизнеса. Повышение деловой активности - один из самых главных источников средств, которые затем позволят вытащить экономику и вывести ее на современный уровень. Это то, что у нас заменит в бюджете нефть. Несырьевым секторам обещано: до 2018 года налоги для них повышать не будут. Но мы должны исходить из того, чтобы у нас не только налоги не росли, но и деловая активность повышалась. Причем не за счет облегчения фискального бремени, а потому, что снижается коррупция, недоверие бизнеса к государству.

И ко всем его институтам, включая судебную систему, полицию и так далее.

Когда мы начинаем разговор об этих институциональных изменениях, то не учитываем их с точки зрения доходности бизнеса. Если не возьмут у него взятку, значит, у предпринимателя останутся деньги, если не обложат лишними налогами, то опять он при своих средствах останется. Это действительно может стать очень большим источником дохода. Не только бизнеса, но и государства. Это приток новых частных инвестиций в российскую экономику, значит, бюджетных трат понадобится меньше. Однако произойдет это только в том случае, если бизнес поверит государству, его политике. Тогда он не будет вывозить капитал из России для того, чтобы вкладывать за границей, а, наоборот, будет заимствовать, где угодно, чтобы привезти в страну. И здесь вложить, здесь получить доход. Вот главная задача.

Теперь, что касается реформы образования и здравоохранения. Мы сейчас переходим на новый принцип их финансирования. Поставлена задача: сохранить бесплатные услуги и образования, и медицины. Но я бы разделил эти два вопроса.

Сегодня в образовании примерно половина поступлений в бюджеты вузов - плата за обучение. Мое понимание такое: границу переходить нельзя. То есть долю средств населения в финансирование образования увеличивать не следует. Мы должны ориентироваться на то, чтобы все толковые люди, независимо от благосостояния их родителей, могли получить лучшее образование. Это капитал страны, а не только личное дело граждан, семей.

В этом смысле я бы говорил не о бесплатности вообще, а о том, что доля госфинансирования расходов на образование снижаться не будет. Она должна поддерживаться для того, чтобы мы могли получать новые высококвалифицированные, современные кадры.

Другое дело - медицина. Здесь ситуация несколько иная. Если делать ставку только на бесплатную медицину, то вы перекроете возможности повышения качества медобслуживания населения. Потому что новые услуги, а их все больше и больше, государство оплачивать не сможет. У него на это просто не хватит доходов. И мы не сможем добиться улучшения состояния здоровья нации. Я бы подошел к этому делу иначе. Здравоохранение является одной из самых многообещающих отраслей российской экономики. Потому что люди за здоровье готовы платить. Не все, конечно. Но для тех, кто может, должны быть определенные гарантии со стороны государства.

А это развитие системы добровольного медицинского страхования, создание условий для модернизации отрасли. Ведь чем здоровее будет нация, тем дольше будет в стране не просто продолжительность жизни, а ее активный период. Люди продолжат эффективно работать и после достижения пенсионного возраста, смогут создавать себе капитал на старость.

И опять государство, бюджет от этого только выиграют. И мы с вами, конечно, тоже.