В Свердловской области из 100 миллиардов рублей, выделенных на эти цели за последние годы, 90 миллиардов ушло на приобретение импортных технологий и оборудования, хотя регион по праву считается одним из ведущих научных центров России (здесь живут и работают около 30 тысяч ученых). Многими нашими идеями живет весь мир, но мы за это, как правило, ничего не получаем. У нас до 75 процентов рынка интеллектуальной собственности (ИС) занимает продажа товарных знаков, что говорит не об инновациях, а о росте реализации иностранных товаров. В то же время за последние три года почти вдвое увеличилось количество дел о защите интеллектуальной собственности, поступающих в суды общей юрисдикции. Растет и число рассмотренных и удовлетворенных исков. Более чем вдвое увеличилась сумма, присуждаемая к взысканию в пользу истцов.
В стране необходимо сформировать рынок интеллектуальной собственности. Для его существования важны три главных условия. Первое - исключительные имущественные права, которые нужно закреплять, распределять, оценивать и уметь продавать.
Второе - создание правил-стандартов, по которым можно продавать эти права (например, в РНИИИС разработаны пока только три национальных стандарта в этой сфере, на очереди еще более 20). Беда в том, что предприятия не торопятся финансировать эти работы. Приведу пример: ежегодно в стране идут под откос более десятка поездов из-за контрафактных вагонных тележек импортного производства. Таможня и ФАС бессильны из-за несовершенства законодательства. А российские производители вагонов хотя и несут от этого убытки, но разработку и принятие соответствующего стандарта не заказывают.
Третье условие - кадры. На Западе проблемы в сфере ИС решаются значительно успешнее именно благодаря наличию квалифицированных кадров. Например, в корпорации IBM на три тысячи ученых приходится 330 экономистов, юристов и менеджеров по интеллектуальной собственности, которые помогают оформить, оценить и продать имущественных прав на два миллиарда долларов США ежегодно. У нас же годовой выпуск специалистов по интеллектуальной собственности РГАИС не превышает 200 человек при потребности для России - 50 тысяч.
Недавно в Свердловской области создана рабочая группа с участием представителей предприятий ОПК и РНИИИС. Но хотелось бы, чтобы в формировании рынка ИС в регионе более активно участвовали и центры интеллектуальной собственности, и вновь формирующееся правительство, и предприятия. Что особенно важно в преддверии вступления России в ВТО.